Хабрахабр

Amazon проигрывает войну с подделками


Каждый из этих предметов – фальшивка. Каждый был куплен на Amazon

По данным сервиса по анализу пользовательской информации Red Point, 32% покупателей не уверены в том, что взяли оригинал. Каждый тридцатый продаваемый в мире продукт – контрафакт. А их общая стоимость превысит $2,8 трлн. Ожидается, что к 2022 году подделок будет продаваться на $991 млрд. Бизнес это очень прибыльный, и в нём задействованы сотни тысяч компаний.

Но это начинает меняться. До последнего времени Amazon считался относительно безопасным пристанищем. И уловки, которые придумывают мошенники, довольно любопытны.

У него самые продвинутые системы анализа данных с AI, определяющих продавца контрафакта по косвенным признакам – еще до того, как у него совершат первую покупку. На борьбу с поддельными вещами магазин сейчас тратит миллиарды долларов в год.

Но если ты продаешь несколько миллиардов товаров каждый год, и через тебя работает 2,5 млн продавцов, тщательно проверить каждого – практически невозможно.

Идея логичная: если не можешь что-то сделать сам, привлеки к помощи тех, кому это тоже выгодно. В начале 2019-го, чтобы как-то с этим бороться, Amazon, как мы рассказывали, запустила Project Zero («zero» – потому что идея была снизить число подделок до нуля). Какому-нибудь условному Gucci или Hewlett-Packard невыгодно, чтобы под его именем покупателям пытались впарить какую-то ерунду. С выявлением фальшивок магазину начали помогать бренды.

Также фирмы присылают интернет-магазину базу с уникальными кодами каждого произведенного ими товара. Чтобы помочь системам Amazon находить контрафакт, бренды могут загрузить в систему свои логотипы, описания товаров, их фото, любую другую ключевую информацию, которая может помочь выявить подлог на складе. Если вдруг его не найдется в базе (или продукт с таким кодом уже был куплен ранее), системы Amazon смогут поднять тревогу. Когда продукт будет покидать склад, этот код просканируется.

И система оказалась довольно эффективной. На данный момент к программе присоединились более 200 000 брендов. Основатель издательства No Starch Press обратил внимание на проблему продажи контрафактных книг через Amazon. Например, в 2017 году на Хабре описывался случай. Код каждого товара дельцы скопировать не могут. Нечистоплотные дельцы сканировали чужие книги, отпечатывали собственные тиражи – и сбывали их через Amazon под тем же SKU (stock keeping unit). Так вот, новая система с этим 100% борется. А если проколятся хоть на одном – пиши-пропало, система тебя засекла.

Ну и поддержку покупателя никто не отменял. Благодаря существующим мерам защиты, число фальшивок на Amazon почти в два раза ниже, чем в среднем по рынку (~2% даже в «рискованных» категориях). Даже если факт подделки вы обнаружили через несколько лет. Если клиент обнаруживает, что товар – контрафакт, деньги ему возмещаются, а продавец удаляется с платформы.

Но несмотря на все введенные системы, число фальшивок на сайте всё равно не уменьшается, а растёт.

Что происходит

Большинство из них «трудятся» из Китая и Бразилии, и попасть в тюрьму за свою деятельность они не боятся. Создатели контрафакта, жаждущие лёгких денег, так просто не сдаются. Какими бы умными ни были алгоритмы, люди находят возможность их эксплуатировать. Как только одна страница с поддельными товарами определяется и стирается, взамен ей создаётся пять-десять других.

Этим сейчас занимается более 5000 сотрудников. Каждый год Amazon теперь тратит $400 млн только на персонал, определяющий подделки на сортировочных складах. На каждую выявленную клиентами подделку, компания блокирует 100-150 проактивно со своими системами. Алгоритмы компании сканируют более 5 млрд страниц в её каталоге каждый день. Представители Amazon на обвинения в росте числа контрафакта говорят, что в 99,9% случаев пользователи теперь попадают на страницу, которая была тщательно проверена.

17. Но учитывая, что сайт только в октябре набрал 17,6 млрд просмотров страниц, математика даже по словам Amazon получается неутешительная. 6 млн посетителей у контрафактных товаров за месяц – таким нечем гордится.

Некоторые подделки определять слишком сложно, да и просто невыгодно. Бывший топ-менеджер магазина в интервью Washington Post заявляет, что после внедрения Project Zero компания всё равно поняла, что проигрывает, и никакие денежные вливания проблеме не помогут. Электронный гигант получает 15% от стоимости товара, независимо от того, контрафактный он или нет.

Это замедляет рост числа предложений в магазине. Активная борьба с контрафактом неизбежно задевает часть честных продавцов. Число фальшивок это неизбежно повысит, но выплачивать компенсации пользователям, которые понимают, что их обманули – на самом деле самый дешевый и простой для компании вариант. За последние полгода Amazon успел ощутить такой эффект, и теперь решил всё-таки активно добавлять продавцов, не проверяя их слишком уж тщательно. Терять темпы роста, квартальные показатели и стоимость акций – гораздо больнее.

Примеры, в которые сложно поверить

Полностью копирующих и дизайн, и даже логотип. Несмотря на все дорогие алгоритмы Amazon, призванные находить подделки, покупатели могут просто ввести в поле поиска фразу «YSL dupe», и найти десятки фальшивых сумочек Yves Saint Laurent. Некоторые из этих продуктов так популярны, что даже получают значок «Amazon's Choice». Аналогичным образом на сайте находится контрафакт на Louis Vuitton, Fendi и Gucci. То есть, компания активно рекомендует их своим покупателям.


Слева оригинал Timberland, справа подделка

Качество предмета их не волнует, главное – получить понты за низкую цену. Более того: некоторые покупатели даже специально идут на Amazon за подделками! Очевидно, если все фальшивки убрать, свой процент от таких клиентов Amazon не получит. В отзывах на такие товары многие клиенты радуются, что смогли взять часы Devon, которые «никто из моих друзей не смог отличить от настоящих».

Таких вот публикаций, как эта, компании хотелось бы избежать. Проблема в контрафакте для интернет-гиганта сейчас – исключительно репутационная. Топ-бренды тоже не любят видеть себя в выдаче рядом со своими же репликами (недавно, например, магазин из-за этого потерял сотрудничество с Nike).

А самый большой скандал недавно был в связи с поддельной детской едой. Много фальшивок (более 4%) было обнаружено в разделах с контрацептивами и косметикой, от чего публика оказалась очень не в восторге. Очевидно, создатели контрафакта о качестве своих продуктов волнуются в последнюю очередь. Говорят, если это не бренд, то и детям такое давать опасно.

Даже собственные продукты Amazon не избежали незавидной участи. Но и это не всё.

Магазин активно продвигает товары из этих серий, они набирают тысячи отзывов, получают первые места в выдаче и высокий рейтинг. У компании есть свои бренды: Amazon Essentials, Amazon Basics, Amazon Elements, обувь 206 Collective (если помните) и так далее. И под его названием хитрые дельцы вскоре предлагают свою версию. А потом, когда производство заканчивается или выходит новая модель, об этом товаре забывают. Которая тоже получает часть трафика.

Один и тот же товар на Amazon могут продавать несколько компаний. А некоторые китайцы пошли еще дальше (тут уже самый настоящий сюр). У них разные цены и условия доставки, но собственный рейтинг. Это стандартная практика (например, у AirPods их 17). А если поправка не нравится другим продавцам, у них, конечно, есть возможность её заблокировать. А главное – у всех компаний есть доступ к странице с описанием товара.

И следить за его правками некому. Но казус случается, когда товар давно заброшен. Но с высоким рейтингом и тонной отзывов от старого продукта, а также очень солидным местом в поисковой выдаче. В таком случае на его место можно поставить полностью другой товар – со своими картинками, описанием и даже названием. Таких товаров уже было найдено около десятка (ссылки на них дать не выйдет, с тех пор Amazon их уже удалила).


Товар-Франкенштейн. Китайский будильник с описанием бинокля, паразитирующий на бывшей странице HDMI-кабеля Amazon Basics. Зацените шикарное название цвета

И такое правило, конечно, работает на страницах вещей от самой Amazon. На определенных страницах есть ограничения в плане того, кто может вносить изменения (пример – те же AirPods, где изменения доступны только Apple). Скорее всего, это было сделано через запрос в службу поддержки. Но даже они оказались «хакнуты»: на месте бывших HDMI-кабелей и умных лампочек нам предлагают китайские ножи, часы и овощерезки. Сотрудники там уставшие, часто не из Америки, и могут выполнить запрос, даже не разобравшись, в чём дело. Продавцы могут написать в Seller Support для решения своих вопросов. А профит в случае успеха получается очень солидный: за попадание в топ выдачи обычные (легальные) компании платят миллионы. Особенно если такие запросы отправлять регулярно с разных аккаунтов.

Они увидели, что каждую неделю пять-десять «мёртвых» продуктов восставали из небытия в виде полностью других товаров. Этот вид мошенничества впервые заметили в Marketplace Pulse, отслеживающем бренды на Amazon. И всё в основном от продавцов из Шэньчжэня.

Все его процессы опираются на автоматизации и системах. В то время как другие ритейлеры смогли бы отслеживать такие явления, и быстро реагировать на попытки таких наглых эксплойтов, правда в том, что Amazon слишком большой. Если этого нет в их алгоритмах, это не учитывается.

В больших китайских магазинах то же самое. Какой же тогда выход? Если аккаунт был создан пару недель назад, а тут уже продаются самые выгодные на сайте кроссовки Nike, сумочки Micael Kors или ноутбуки HP, есть повод слегка задуматься. Как покупатели мы можем только не забывать смотреть на отзывы и рейтинг продавца.

А товары, на которые отзывов пока нет – не берите. Когда цена даже по стандартам Amazon очень заманчивая, проверить последние отзывы точно стоит (относятся ли они вообще к этому конкретному продукту?). Возврат денег через Amazon работает даже для покупателей из России, явление это у нас иногда случается, но в процессе ничего приятного нет, и задержка может быть больше месяца. Не будьте подопытным кроликом для будущих поколений.

Почти у каждого из них в США есть своё представительство. Ну а гарантированный способ избежать подделок пока только один – покупать напрямую на сайте производителя. Там и последние предложения есть, и сторонние продавцы отсутствуют.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»