Хабрахабр

“Акварельная” частота 96 fps: революция или форматный бунт в кинематографии

Свершилось, в этом месяце появился первый в истории фильм, снятый с частотой 96 fps. Картину создал русский документалист Виктор Косаковский. Фильм представили на Венецианском кинофестивале, он тепло принят критиками и профессионалами от кинематографа. Картину назвали «Aquarela» — это документальный артхаус, где “главным героем” является вода. Фильм снимали на Байкале, в Гренландии, в северных регионах России и прочих живописных местах с большим количеством воды в разных агрегатных состояниях.

Критики отдельно отмечают операторскую работу и режиссерский замысел, который, по мнению Косаковского, был бы невозможно реализовать в полной мере без использования съемки в 96 fps. Фильм хвалят Hollywood reporter, Variety, Stereo.ru и другиме ресурсы. Под катом подробно о повышении частоты в кинематографе, новом фильме и возможностях человеческого зрения.

Предыстория: пиар от Кэмерона и фиаско с Хоббитом

Первой картиной, полностью снятой вне традиционных 24-х кадров, стал «Хоббит» Питера Джексона. Режиссер использовал формат 48 кадров в секунду. В многочисленных интервью Джексон подчеркивал, что фильм может разочаровать приверженцев классических представлений о кинематографичности, но определённо порадует прогрессивных технократов.

Уже после демонстраций первых отрывков Хоббита в 48 fps кинокритики и рядовые зрители обрушились на режиссера с обвинительными речами. В итоге случилось скорее первое, чем второе. “Хоббита” в 48 fps сравнивали с телеспектаклем, дешевым телесериалом и отмечали, что в новом формате некоторые декорации и грим выдают себя, т.е. Оказалось, что увеличение количества кадров лишает зрителей главного, чего ждут от художественных фильмов — иллюзии реалистичности (“магии кино”). гиперреалистичность парадоксально мешает зрителю поверить.

Он неоднократно открыто призывал режиссеров отказываться от 24-х кадрового стандарта и переходить к более совершенному и реалистичному 48 или 60 FPS. Еще одним поборником повышения частоты кадров является Джеймс Кэмерон. Кэмерон, Джексон и другие сторонники повышения частоты убеждены, что 24 fps устарели и обладают такими недостатками, как рваные движения, размытость и дрожание картинки.

В представленном видео можно оценить разницу записи с различным fps при наблюдении движущегося предмета.

Противники подходов Кэмерона и Джексона считают, что зрительская масса привыкла к картинке 24 fps и применение иной в кинематографии пагубно сказывается на восприятии, создаёт эффект “стерильного” телевизионного изображениями, “убивает” “тёплую ламповую” “магию” кино.

“Акварелью” по “магии кино”

Российский режиссер Виктор Косаковский, сняв свою “Аквареллу”, выиграл трижды. В первую очередь он документалист, поэтому ему совсем не мешает, а помогает гиперреалистичность сцен, снятых с высокой частотой. Во вторых — главным героем его фильма является вода, а в динамичных сценах с водой как раз не лишним будут возможности высокой частоты. В третьих — он однозначно записал своё имя в историю, как первый режиссер, использовавший 96 fps.
трейлер

Перед выбором этой частоты режиссер проводил тестовые съемки воды с диапазоном частот от 72 до 120 fps. Сам Косаковский утверждает, что на использование 96 fps натолкнула нереалистичность дождя, который показывают в стандартном 24 кадровом кино. Виктор Косаковский убежден, что съёмка с этой частотой помогает максимально достоверно, реалистично показать жизнь. По его мнению, наиболее выразительные кадры оказались именно на частоте 96 fps.

В комментарии для stereo.ru он рассказал об этом так: При этом, по мнению режиссера, ему удалось “обмануть мозг”.

Деревья, которые далеко, видны хорошо, а те, что на переднем плане, смазываются. «Представьте, что вы едете в машине или поезде на большой скорости и смотрите в окно. Мозг не понимает этот эффект, он оценивает пространство иначе, и здесь — главный фокус.» В формате 96 кадров в секунду они тоже видны.

Известно, что для записи звука было использовано 118 дорожек. Интерес также представляет запись звука для фильма, которая некоторых удивила не меньше, чем использованная частота кадров.

Я рискну предположить, что такое количество каналов использовалось, чтобы отдельно записывать и воспроизводить максимальное количество отдельных источников, что, в соответствии с мнением Войшвилло и Юджина Червинского, позволяет свести к минимуму интермодуляционные искажения, а соответственно, добиться максимальной реалистичности.

Демонстрация фильма в формате, который создал режиссер и который, по его словам, способен передать авторский замысел, требует замены проекционной и акустической системы. В итоге, возникает закономерная проблема — воспроизведение. Подавляющее большинство существующих кинотеатральных систем попросту не смогут воспроизвести «Aquarela», по крайней мере в истинно режиссерской версии.

На сколько это нужно?

По моему субъективному мнению — нужно. Это совершенно определенный прогресс в создании реалистичной картинки. Я хорошо помню “Хоббита” и убежден, что неоднозначное (и часто негативное) отношение было вызвано именно неподходящим для формата жанром, где зритель требовал “магии кино” и иллюзии больше, чем реалистичности или качества динамичных сцен. В случае с документалистикой и необходимостью художественного реализма высокая частота кадров себя полностью оправдывает. Для того чтобы аргументировать своё субъективное мнение, предлагаю краткий ликбез на тему возможностей зрительного восприятия.

Стандартными для кинематографа с 20-х годов стали 24 fps. Итак, иллюзия непрерывного движения создаётся уже при частоте 13 — 17 кадров в секунду. В зависимости от физиологической натренированности люди способны различать объекты, появляющиеся на экране в диапазоне от одной 16-й доли секунды до одной 220-й (по некоторым сведениям, пиковое значение у геймеров и видеоинженеров).

В соответствии с исследованиями профессора Стюарта Энстоса (Stuart Anstis), наш мозг может как сократить «задержку» зрительного восприятия до 10-15 миллисекунд (что повышает «fps» аж до сотни кадров), так и увеличивать ее до 100 миллисекунд (сокращая «fps» до десяти кадров).

Именно эта характеристика определяет величину временной задержки при передаче зрительной информации. Аналогом fps для наших глаз принято считать инертность фоторецепторов сетчатки (палочек и колбочек). Инертность отражает время, которое необходимо рецепторам для восприятия новой информации. Могут влиять и ряд других факторов, например, изменение скорости синаптических реакций, но по сравнению с сетчаткой они ничтожны.

Палочки почти не чувствительны к цветам (в сто раз меньше колбочек), тогда как колбочки позволяют различать мельчайшие объекты, но значительно медленнее “обновляют” информацию. В силу того, что палочки и колбочки представляют собой разные рецепторы — они по разному воспринимают цвет и движение. Если грубо, то FPS палочек выше.

В процессе эволюции колбочки сконцентрировались преимущественно в центре сетчатки (вместе с палочками), а периферия осталась в основном за палочками (очевидно для того, чтобы сигнализировать о том, что “вон там что-то сбоку бежит”).

При просмотре кино преимущественно используется центр сетчатки, так как мы часто детально рассматриваем объекты на экране, концентрируя внимание на отдельных частях плана. Поэтому, при оценке возможностей зрения и влияния FPS, следует учитывать средние показатели инертности. По данным Массачусетского технологического института, Минимальная инертность для относительно полноценной обработки изображения составила 13 мс (77 fps), по другим данным, минимальная средняя «палочко-колбочковая» инертность составляет около 20 мс (50 fps).

Их задержка может составлять 5-7 мс (по другим данным — ещё меньше). Для просмотра кино мы также используем периферическое зрение, особенно когда дело касается общих планов, динамичных сцен на большом экране, там активно задействованы палочки. Таким образом, максимальный реализм картинки, исходя из описанной теории, действительно будет достигаться при частоте 90-100 fps.

Итог

С одной стороны использование такой частоты в кинематографе — это шаг вперед, позволяющий добиваться высокого реализма картинки. Подход позволит воплощать интересные режиссерские замыслы и поможет в создании новых произведений киноискусства. И спасибо за это следует сказать Виктору Косаковскому.

Например, формат Blu-ray позволяет воспроизводить видео с максимальной частотой 60 fps, а подавляющее большинство кинотеатральных проекторов обладают потолком в 48, а нередко даже 24 fps. С другой, закономерно появились проблемы воспроизведения контента (не начем) и готовности зрителя (не привычно). Все мы с рождения смотрели кино с частотой 24 кадра и привыкли к особенностям картинки настолько, что для многих преимущества высокой частоты становятся не столь очевидными.

Однако, насколько мне известно, ни один из производителей проекторов не анонсировал подобного устройства. Нельзя также исключать коммерческую мотивацию, когда производители планирующие перспективный выпуск новых проекторов, финансируют создание фильма в новом формате.

Буду признателен за живую дискуссию по теме и участие в опросе.

Посетив наши шоурумы, вы сможете сравнить продукцию различных производителей и отдать свое предпочтение тем моделям, которые соответствуют вашим личным критериям выбора. Джинса
В нашем каталоге пока нет проекторов, которые позволяют воспроизводить 96 fps, но представлен широкий ассортимент проекторов.

Использован фотоконтент:

variety.com
nauchforum.ru
www.indiewire.com
www.ehabitat.it
www.macleans.ca
adderall.ru
www.kritikanstvo.ru

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть