Hi-Tech

Agile на 11 000 сотрудников

Agile на 11 000 сотрудников

Офис Сбербанка в Москве

В нём обслуживаются 140 млн физических лиц и 2 млн корпоративных клиентов. Сбербанк существует на рынке уже 176 лет. Компания представлена в 22 странах, в ней трудятся более 300 000 специалистов.

Изучив опыт иностранных финансовых институтов и успешных компаний Кремниевой долины, банк построил собственную модель работы, учитывающую основные принципы гибкой разработки Agile — в банке её называют Sbergile. В банке продолжается масштабная реформа, одной из ключевых частей которой было переосмысление и изменение подхода к развитию продуктов.

Однако мы продемонстрировали, что эту философию управления 21 века можно успешно внедрить. В отличие от технологических гигантов и финтех-компаний, Сбербанк не был компанией, функционирующей по принципам Agile, с самого начала. И пользоваться её преимуществами для компании и клиентов — независимо от количества работающих сотрудников.

И смогли помочь нашим клиентам сохранить самый драгоценный ресурс — время. Благодаря этому подходу мы значительно повысили скорость работы: например, путем сокращения времени вывода продукта на рынок до нескольких недель по сравнению с несколькими месяцами ранее.

Герман Греф, глава Сбербанка

на Давосском форуме 2018

Продуктовая линейка должна быстро адаптироваться под запросы рынка. С тех пор топ-менеджмент лидирует Agile-трансформацию, а Сбербанк стремится стать ИТ-компанией с банковской лицензией.

Важно понимать, что Agile — не самоцель для банка, а всего лишь актуальный для сегодняшнего времени способ достижения целей и сохранения конкурентоспособности перед резко растущим числом финтех-стартапов.

Коллектив поделили на племена

Среди них — лучший клиентский опыт и экосистема, технологическое лидерство и люди нового качества в эффективных командах. Наблюдательный совет Сбербанка утвердил стратегию до 2020 года, в которой указаны ключевые приоритеты развития.

Agile-трансформация в Сбербанке сконцентрирована в трех основных областях: удовлетворенность клиентов, продуктивность сотрудников и улучшение ключевых показателей: таких как время, необходимое для принятия решений, вывода продукта на рынок и поставки продукта клиентам.

Герман Греф

Каждый трайб — это агломерация команд, объединенных вокруг какой-то общей бизнес-цели, например, развития карточных продуктов. Более 11 000 сотрудников, работающих в Sbergile, поделены на трайбы (от английского tribe — племя). Цели каждого трайба вытекают из стратегии развития банка и формируются лидерами трайбов при участии топ-менеджмента банка. И «карточные» в данном случае — условное обозначение, потому что в зону ответственности этого направления входят любые способы оплаты, включая эквайринг, смартфоны, NFC-кольца и другие.

На этой же встрече лидеры трайбов синхронизируются между собой, обсуждают результаты предыдущего квартала и планы на следующий. Каждый квартал кураторы трайбов вместе с лидерами трайбов обсуждают цели на ближайшие три месяца. После этого команды декомпозируют эти цели на конкретные задачи в бэклоге и делят на спринты (такт работы команды, в ходе которого создаётся новая версия продукта).

Это одновременно и самостоятельные продукты, и канал для других продуктов. Примеры трайбов, в каждом из которых работает от сотни до нескольких сотен человек (сейчас более 20 трайбов): «Эквайринг и банковские карты», «Платежи и переводы», «Занять и сберегать» — названия говорят сами за себя, Digital business Platform — «Сбербанк Онлайн», веб- и мобильное приложение для различных устройств.

Разные трайбы находятся в разной стадии зрелости с точки зрения использования Agile-практик. Внедрение гибкой разработки — это непрекращающийся эксперимент. Кто-то в стадии формирования и перехода, а кто-то уже полностью работает в логике Agile.

Внутренний двор офиса, который занимает 16 этажей и обозначается в Сбербанке как дом Agile

Вид из окон на Кутузовский проспект

Племена состоят из команд

В каждой команде работает от 9 до 12 человек, которые в разных пропорциях делятся на категории — бизнес и ИТ. А команды, в свою очередь, из специалистов. Прямая коммуникация между ними сама по себе ускоряет работу.

Все сотрудники, переходящие на систему гибкой разработки, проходят обязательное обучение по специальной программе «Основы Sbergile», которую проводят Agile-коучи. Но объединение разработчиков и бизнеса — недостаточное условие для повышения скорости и качества разработки. На данный момент в Сбербанке на постоянной основе работают более 60 коучей. После этого коучи запускают команды и сопровождают их в дальнейшем.

В России не так много людей, которые имеют опыт работы в этой роли. Agile-коуч относительно новая профессия на рынке. Кто-то в прошлом скрам-мастер, кто-то имеет большой опыт фасилитации и разработки. Поэтому в банке работают коучи с разным бэкграундом. Часть коучей — это сотрудники банка, которые прошли специальный отбор и переквалифицировались на этапе перехода в Agile. Есть специалисты, которые работали тренерами в Кремниевой долине, спецы с продуктовой экспертизой.

Коучи помогают командам настраивать церемонии, поддерживать эффективность, двигаясь к своей цели, решать конфликты, обращать внимание на сильные и слабые стороны, замедляющие обстоятельства, определять, где болит и как это вылечить и так далее.

Совещание, на котором присутствует Agile-коуч — сидит в правом углу переговорной комнаты

Все встречаются на церемониях

Эти правила — в том числе обязательные для всех команд церемонии — дисциплинируют и помогают командам двигаться быстрее: Команды могут отличаться друг от друга в зависимости от целей и продукта, но в целом все играют по одинаковым правилам.

  • Команда вместе с владельцем продукта расставляет приоритеты, формирует бэклог, чтобы через две недели показать результат. Планирование спринта.

  • Команда обсуждает планы на день. Ежедневный стендап. Каждый участник отвечает на три вопроса:

    Что я делал вчера для достижения цели спринта? 1.

    Что я буду делать сегодня? 2.

    С какими проблемами и препятствиями я столкнулся? 3.

  • Презентация результатов двухнедельного спринта, на которой команда собирает независимую обратную связь по своему MVP (Minimum Viable Product — минимальный жизнеспособный продукт). Демонстрация. На встрече присутствует лидер чаптера — человек, который контролирует работу специалистов одной области знаний в разных командах.

  • Синхронизация бэклогов команд (в том числе из разных трайбов), работающих над одним продуктом. Продуктовая синхронизация. Помогает обеспечить целостность продуктов и сроков. Проходит не реже, чем один раз в спринт.

  • Команда с помощью коуча анализирует действия и решает, что нужно поменять в работе, чтобы быть эффективнее и двигаться быстрее. Ретроспектива.

  • Синхронизация команд и выявление взаимозависимостей на уровне трайба. Portfolio marketplace. Присутствуют владельцы продуктов, лидер трайба, лидеры чаптеров, коучи.

  • Синхронизация между трайбами, расставление приоритетов. Квартальный обзор результатов трайбов. Встречаются лидеры трайбов, руководители ИТ- и бизнес-подразделений.

Культура непрерывно подпитывается

Сложнее и важнее — создать среду, в которой все участники процесса обогащают друг друга знаниями и проявляют инициативу. Поделить людей на трайбы, поставить цели и организовать встречи для проверки результата — это только первая часть работы.

Внутри каждого трайба для общения выбирается та среда, которую выбирает коллектив. Общая коммуникация строится через привычные каналы — новости, мероприятия, рассылки, видеоблог.

Организовывают свои мероприятия, ездят вместе в горы, путешествуют. У каждого трайба свои особенности — они как отдельные субкультуры. Это лишний повод пообщаться друг с другом и сблизиться. Некоторые трайбы ежемесячно проводят тематические завтраки, например, «Кем я хотел быть в детстве».

Такие сообщества называются «гильдиями», где люди, помимо общего досуга, делятся знаниями и обсуждают общие задачи. Коммуникация строится не только линейно, то есть на уровне трайбов, но и между ними — люди объединяются в сообщества на почве личных и профессиональных интересов.

Их инициируют и проводят сами сотрудники. Ежедневно в офисе проходят митапы на разные темы: от дизайна до блокчейна.

Пространство офиса подчинено культуре

Всё устроено так, чтобы люди как можно больше общались лично, обменивались знаниями, договаривались и быстрее принимали решения, а не тратили время на длинные совещания.

У лидеров трайба нет собственных кабинетов — все они сидят вместе с командами. В офисе организовано множество мест под разные задачи: переговорки для быстрых разговоров стоя, места для концентрированной работы, коворкинги, многофункциональные зоны для церемоний.

Agile-словарь «Сбербанка»

Sbergile — это фреймворк для разработки и поддержки продуктов в Сбербанке, основанный на ценностях гибких подходов к разработке продукта.

Трайб — группа взаимосвязанных команд, сформированная вокруг определенного продукта или бизнес-цели, и отвечающая за бизнес-результат.

Команда — кроссфункциональная, совместно работающая группа специалистов, обладающая всеми навыками, инструментами и полномочиями для самостоятельной разработки продукта.

Чаптер — группа специалистов одной области компетенций.

Определяет и приоритизирует требования в бэклоге команды, а также принимает требования (истории) как выполненные. Владелец продукта — участник команды, отвечающий за выпуск продукта, соответствующего потребностям клиента, для достижения целей банка, возложенных на трайб.

Участник команды — специалист, непосредственно участвующий в создании продукта команды в пределах своих компетенций.

Отвечает за ключевые показатели эффективности трайба в зависимости от его задач (например, P&L, NPS, доля рынка, надежность систем (uptime, количество инцидентов) и так далее). Лидер трайба — сотрудник, отвечающий за управление продуктом или группой продуктов и достижение бизнес-целей этого трайба.

Помогает командам проводить церемонии, устранять возникающие препятствия и решать межличностные и методологические конфликты. Agile-коуч — сотрудник, отвечающий за развитие Agile-подхода в организации.

Бэклог команды — приоритизированный владельцем продукта перечень всех требований к стриму трайба или программы, переданных в команду либо созданных внутри нее.

Жёстко фиксирован по времени в одну либо в две недели. Спринт — такт работы команды, в ходе которого создаётся новая версия продукта.

Релиз — выпуск готовой версии продуктов трайба.

Minimum Viable Product — минимальная первая версия продукта либо новой крупной функциональности в нём, внедряемая для ранней обратной связи от клиентов.

Вакансии в Сбербанке

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть