Hi-Tech

Аэротакси: кто разрабатывает пассажирские коптеры

Подборка проектов от Uber, Airbus, Rolls Royce и других компаний.

В закладки

Airbus

Проект Vahana начался как один из первых проектов Airbus Group в Кремниевой долине. В 2016 году французский авиастроительный концерн Airbus запустил разработку аэротакси.

Беспилотник выполнен по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями. Vahana — это летательный аппарат с вертикальными взлётом и посадкой, что позволяет ему приземляться практически на любую поверхность.

Он способен преодолеть расстояние около 80,5 км за 18 минут. На консолях каждого крыла размещены по четыре электромотора с воздушными винтами.

Полёт будет проходить автономно по заданной траектории, делая незначительные отклонения, чтобы избежать препятствий. Vahana будет использоваться как одноместное такси для передвижения по городу.

Уже 31 января 2018 года беспилотник успешно завершил первые лётные испытания. По словам одного из разработчиков Зака Лаверинга, ещё в 2016 году Vahana была «просто расплывчатым рисунком на салфетке».

Услуги по лётным испытаниям предоставлены американской компанией Modern Technology Solutions. Полноразмерный прототип поднялся на высоту 5 метров и провёл в воздухе 53 секунды.

22 февраля 2019 года компания Airbus заявила, что за год разработчики провели 50 испытательных полётов общей продолжительностью более пяти часов.

Представить полноценное аэротакси, на котором можно долететь от Сан-Хосе до Сан-Франциско, инженеры обещают в 2020 году. В мае 2019 года был показан улучшенный образец Alpha Two.

Это четырёхместный летательный аппарат с крейсерской скоростью 120 км/ч. У Airbus есть ещё один проект — CityAirbus. По проекту он создаётся для выполнения рейсов до аэропортов или железнодорожных вокзалов в условиях загруженных городских дорог.

Конфигурация с использованием четырёх винтов в кольцевых обтекателях позволяет повысить безопасность полётов и снизить уровень шума. Его преимущества — высокая скорость, небольшая цена поездки и минимальное воздействие на окружающую среду.

Через два года начались испытания отдельных узлов и агрегатов. Разработка CityAirbus началась в 2015 году. Разработчики решили замедлить темпы разработки ради более тщательного тестирования всех систем аэротакси. Изначально первый полет машины планировался на 2018 год, однако этот срок перенесли.

Во время проверок винты аэротакси разгонялись до 750 оборотов в минуту, а во взлётном режиме — до 1000 оборотов. Наземные испытания CityAirbus проводятся с февраля 2019 года.

Airbus планирует запустить его из аэропорта Шарль-де-Голль до центра Парижа к Олимпиаде во Франции в 2024 году. В марте 2019 года в немецком городе Ингольштадт Airbus провела презентацию первого прототипа летающего такси.

Boeing

Она занялась разработкой аэротакси в рамках проекта Boeing NeXt. В конце 2017 года американский концерн Boeing купил Aurora Flight Sciences — исследовательскую компанию в области авиации и воздухоплавания. Его цель — создание транспортных систем для городской аэромобильности.

Летательный аппарат от Boeing создан на основе мультикоптеров, способных на вертикальные взлёт, посадку и быстрый горизонтальный полёт.

По бокам от фюзеляжа установлены две балки. Движется он за счёт силы, которая создается несущими винтами при наклоне корпуса самого аппарата. На каждой из них разработчики разместили по восемь электромоторов с несущими воздушными винтами.

Размах крыльев прототипа аэротакси — 8,53 метра, а аккумулятора хватает на полет дальностью до 80,5 км. В хвостовой части аппарата расположен электромотор с толкающим воздушным винтом.

Летательный аппарат взлетел, завис в воздухе и совершил посадку. В январе 2019 года концерн провёл первые испытания беспилотника в Манассасе, штат Виргиния, США. Специалисты Boeing проверили работу бортового оборудования в режимах взлёта и посадки, а также взаимодействие с наземным пунктом управления.

Дальше инженеры планируют перейти к испытаниям горизонтального полёта. Технический директор Boeing Грег Хислоп сказал, что компания превратила концепт в работающий прототип всего за год.

Разработчики считают это наиболее серьёзной задачей, с которой сталкиваются изготовители любого высокоскоростного воздушного судна вертикального взлёта и посадки.

Uber

Проект получил название Elevate. В 2016 году американская компания Uber представила своё видение городских перевозок с помощью аэротакси. Его цель — создать систему пассажирских перевозок по воздуху с помощью тихих и малогабаритных летательных аппаратов.

Вместо этого она объявила тендер на их разработку и поставку. Самостоятельно разрабатывать и производить летательные аппараты компания не планировала.

Также было налажено сотрудничество с сетью зарядных станций ChargePoint. В итоге представители Uber договорились о партнёрстве с компаниями Aurora Flight Sciences, Embraer, Bell Helicopter, Pistrel Aircraft, Mooney. С NASA Uber заключила контракт о совместной разработке программного обеспечения для будущих летающих такси.

Компания начала сотрудничество с Федеральным управлением гражданской авиации США и Национальной ассоциацией управления воздушным движением. Кроме разработки самого летательного аппарата, Uber начала проработку подходов к организации воздушного движения.

Летательные аппараты будут перемещаться между оборудованными площадками Uber Skyport, которые расположатся на крышах небоскрёбов. В ноябре 2017 года Uber представила концепцию работы городских аэротакси. Вызвать такси можно через мобильное приложение.

В мае 2018 года бразильская компания Embraer, словенская Pipistrel Aircraft и американская Karem Aircraft показали концепты летательных аппаратов на ежегодной конференции Uber Elevate в Лос-Анджелесе.

Karem Aircraft показала концепт электрического конвертоплана, который движется за счёт больших роторов с переменной скоростью вращения. Embraer предложила летать на коптере с восемью пропеллерами и большим хвостовым винтом. Подобную технологию компания разрабатывает для армии США.

Основатель Pipistrel Иво Боскарол заявил, что его компания не хочет «заново изобретать вертолет». Pipistrel Aircraft представила разработку без видимых пропеллеров. К следующей конференции, которая состоялась в мае 2019 года, компания протестировала несколько двигательных систем, чтобы начать строительство полномасштабной демонстрационной модели.

Пятиместный Nexus сможет выполнять полёты на скорости до 241 км/час. Также в 2019 году на выставке CES 2019 свою модель аэротакси для Uber представила компания Bell. Сейчас разработчики Bell работают над системой безопасности полёта для отработки поломок в воздухе. Конвертоплан сможет перевозить пассажиров и грузы массой до 450 кг.

Дальность полёта составит 19 км. В 2020 году Uber планирует запустить тестовую линию аэротакси. Также тестовые полёты пройдут в Лос-Анжелесе и Далласе. Это расстояние летательный аппарат преодолеет за 10 минут. Полноценное движение аэротакси Uber планирует запустить в 2023 году.

Kitty Hawk

Его основателем и инвестором стал генеральный директор Alphabet и соучредитель Google Ларри Пейдж. Американский стартап Kitty Hawk появился в 2015 году.

До этого он работал над беспилотным автомобилем Waymo и «умными» очками Google Glass. Руководителем компании стал Себастьян Трун, бывший профессор Стэнфордского университета и бывший директор лаборатории искусственного интеллекта в Стэнфорде.

Одноместный транспорт сочетал в себе черты мотоцикла и коптера, весил около 100 кг и развивал скорость до 40 км/ч. В апреле 2017 Kitty Hawk представила первую разработку — прототип «летающего автомобиля» Flyer.

Это электрический летательный аппарат, который развивает скорость до 180 км/ч. Спустя год компания показала уже другой проект — двухместный самолёт Cora. Разработчики сделали аэротакси беспилотным — за ним будет следить оператор с земли. Дальность полёта — 100 км, а высота — от 150 до 900 метров. Вызов такси будет работать через приложение.

В октябре 2017 года Новая Зеландия разрешила проводить тестовые полёты по всей территории страны. Cora стала первым проектом аэротакси, который официально одобрили власти. Она сотрудничает с правительством, бизнесом и местными сообществами. Оператором стала компания Zephyr Airworks.

Деталей сотрудничества компании не раскрыли. 25 июня 2019 года Kitty Hawk и Boeing стали стратегическими партнёрами.

EHang

Модель стала первым мире пассажирским беспилотником. В 2016 году в Лас-Вегасе на выставке CES китайская компания EHang представила прототип аэротакси — EHang 184.

EHang 184 может перевозить одного пассажира на скорости до 160 км/ч. Летательный аппарат имеет четыре луча с восемью электромоторами — по два на каждом луче. Время полёта — до получаса, за которые можно преодолеть около 16 км.

Внутри кабины нет никаких элементов управления — только сенсорный экран. Управление аэротакси будет осуществляться из единого центра в автоматическом режиме. Пассажир задаёт пункт прибытия и отправляет команду «старт».

Тогда же руководитель Агентства дорог и транспорта Дубая Маттар аль-Тайер заявил, что летом дроны Ehang 184 начнут перевозить пассажиров в Объединённых Арабских Эмиратах. В начале 2017 года EHang провела испытания без пассажира на борту. Однако запуска аэротакси так и не последовало.

За основу взята предыдущая модель беспилотника, но теперь у него было восемь лучей с пропеллерами вместо четырех. В феврале 2018 года компания представила новую модель коптера — EHang 216. В июле того же года EHang совершил более 1000 испытательных полетов. Это позволило увеличить грузоподъемность и сделать аэротакси двухместным.

Совместно компании смогли оптимизировать работу беспилотников и подготовить их к серийному производству. Также в 2018 году EHang начала официально сотрудничать с австрийской аэрокосмической компанией FACC. Уже в апреле 2019 года в Вене состоялась открытая презентация аэротакси.

Министерство совместно с Европейским агентством по безопасности полётов начали разработку правовых условий. Норберт Хофер, министр транспорта, инноваций и технологий Австрии, заявил, что вполне реально, что к 2025 году в Австрии появятся воздушные такси.

Volocopter

Среди компаний, которые оказывают поддержку проекту, — Daimler и Intel. Volocopter (ранее E-volo) — немецкий авиационный стартап. Он похож на вертолет, но вместо одного винта на нём установлено 18 независимых роторов. Компания занимается разработкой мультикоптера.

Она была рассчитана на двух пассажиров. Первая модель аэротакси Volocopter VC200 прошла лётные испытания в 2016 году. Недостаток — ёмкость батареи. Преимуществом разработки был лётный механизм, потому что даже при отказе любого ротора мультикоптер мог продолжить полёт. Её хватало только на 20 минут, но разработчики собирались увеличить время работы до часа.

Компания представила её на выставке AERO Friedrichshafen в 2017 году. На основе прототипа Volocopter VC200 была построена новая модель — Volocopter 2X. У обновленной версии было несколько вариантов пилотирования: с помощью оператора c земли, автономный полет или пилотирование из кабины.

Если лететь со скоростью 50 км/ч, то в воздухе можно провести 27 минут. Улучшились и технические характеристики: летательный аппарат мог пролететь 27 км на скорости в 70 км/ч. Полная зарядка батареи займёт два часа.

В октябре 2017 году прошли публичные испытания в Дубаях в сотрудничестве с RTA Dubai.

Площадкой вновь стали крыши небоскрёбов. В марте 2018 года Volocopter представила концепцию остановок для аэротакси. По проекту максимальная загруженность таких площадок — два такси в минуту. Взлётно-посадочная площадка состоит из системы конвейерных лент, устройств для замены батарей и лифтов для пассажиров. Так одна площадка сможет перевозить до 10 тысяч пассажиров в день.

Совместно с Fraport начались работы по развитию инфраструктуры аэропортов. В 2019 году Volocopter подписала сотрудничество с двумя компаниями.

В апреле Volocopter вместе с британской компанией Skyports объявили о создании первого мобильного Volo-Port для воздушных такси. В будущем аэротакси может связывать городские транспортные узлы между собой и с аэропортом Франкфурта.

10–15 такси будут летать в режиме челноков по заранее составленным маршрутам. Сооснователь компании Алекс Зосель считает, что сервис летающих такси от Volocopter запустят до 2021 года.

Lilium

Аппарат двигался за счёт 36 небольших реактивных двигателей. В апреле 2017 года немецкий стартап Lilium Aviation провёл успешные испытания полноразмерного прототипа двухместного конвертоплана.

В качестве источника энергии конвертоплан использовал 12 аккумуляторных батарей. Они были установлены на десятиметровых крыльях с помощью 12 подвижных закрылков. Во время первого испытания он провёл в воздухе около пяти минут.

Lilium Jet стал пятиместным и может развивать максимальную скорость до 300 км/ч. После ряда доработок и испытаний Lilium усовершенствовал свою разработку. Дальность полёта составляет 300 км за одну зарядку аккумуляторов.

Она является свободной мощностью, поэтому Lilium Jet может использовать для поддержания полёта около 10% от мощности аккумулятора. По словам разработчиков, как только летательный аппарат входит в режим горизонтального полёта, то фиксированные крылья начинают генерировать подъёмную силу.

Следующий этап испытаний Lilium Jet — переход от вертикального взлёта к горизонтальному полёту. В мае 2019 года Lilium провёл испытания второй версии конвертоплана. Пока испытания ведутся без людей на борту.

Компания планирует к 2025 году запустить сервис аэротакси в Европе. С момента основания в 2015 году Lilium Aviation смогла привлечь более $100 млн инвестиций. Для этого нужно решить проблемы с инфраструктурой и обеспечить безопасность конвертоплана для жителей городов.

Rolls-Royce

Британская дочка BMW в июле 2018 представила концепт летательного аппарата с шестью электромоторами, получающими энергию от газотурбинного генератора.

На консолях крыла расположены по два электромотора, ещё два — в хвостовой части. Летательный аппарат построен на основе высокоплана с поворотными крылом и хвостовым оперением. Во время взлёта и посадки все винты расположены параллельно земле.

Газотурбинный двигатель Rolls-Royce M250 значительно увеличивает дальность полета — около 800 км. Во время полёта они поворачиваются на 90 градусов, двигатели на крыльях отключаются, и только два двигателя в хвостовом оперении продолжают работать. Максимальная скорость летательного аппарата — 250 км/ч.

Для заправок инженеры предлагают использовать существующую инфраструктуру в аэропортах и вертолётных станциях. В отличие от разработок других компаний, которые работают с помощью электричества, модель от Rolls-Royce будет летать на керосине.

По словам Reuters, сейчас компания ищет авиаконструктора и партнёра для проектирования электрической системы, чтобы помочь коммерциализировать этот проект. Rolls-Royce рассчитывает, что эту разработку можно будет адаптировать для грузовых перевозок и военных нужд.

McFly.Aero

Aero. В России разработкой аэротакси занимается стартап McFly. В 2015 году он решил собрать собственный летательный аппарат. Его возглавляет авиационный инженер Ник Макфлай (Владимир Салатов).

Его назвали в честь советского авиаконструктора Роберта Бартини, учителя Сергея Королёва. В 2017 году на Международном авиакосмическом салоне компания представила виртуальную модель беспилотника Bartini.

Среднее время полёта — 30 минут. Bartini рассчитан на четырёх пассажиров. За это время летательный аппарат может преодолеть 150 км и развить максимальную скорость 300 км/ч.

Так летательный аппарат может развивать высокую скорость и экономить заряд батареи. Беспилотник оснащён четырьмя двигателями, которые при разгоне принимают вертикальное положение.

На испытаниях устройство поднялось в воздух на минуту, а потом упало в сугроб. В декабре 2018 года прошли первые испытания прототипа коптера. О повторных испытаниях информации нет. Генеральный директор Batini Илья Ханыков объяснил это тем, что устройство замерзло.

С запуском стартапа помогли в «Сколково», а лаборатори и оборудование предоставил МИСиС. Разработчики Bartini активно занимается поиском инвесторов.

Aero — мультикоптер Hepard. Ещё одна разработка McFly. Предполагаемая скорость мультикоптера — 150 км/ч, а дальность полёта — 75 км. В 2017 году разработчики представили проект летательного аппарата с распределённой архитектурой без единого центра. Аккумулятор рассчитан на полчаса работы.

Работы над беспилотником продолжаются, но пока нет даже прототипа.

Итог: перспективы для аэротакси

Главная проблема — законодательная база. Несмотря на большое количество разработок и успешных испытаний, тестовые запуски аэротакси постоянно переносятся.

Эти и другие требования будут предъявлены аппаратам при их сертификации. В США профильные ведомства обсуждают допустимую высоту построек, максимальный уровень шума днём и ночью. Официально сводку требований ещё не опубликовали.

По планам разработка законодательных норм для использования беспилотных пассажирских аппаратов в ЕС продлится как минимум до 2025 года. В Германии полёты над застроенными районами запрещены.

Однако всё ограничилось испытательным полётом Volocopter 2X. Многие компании хотели запускать тестовые полёты аэротакси в Дубае.

Это требование тормозит развитие вертолётных перевозок, не говоря уже о пассажирских беспилотниках. Над центром Москвы полёты запрещены. По этой причине многие сервисы такси до сих пор не включили в свои услуги вызов вертолётов.

Они не приспособлены для полётов аэротакси без пилотов. Ещё одна проблема — инфраструктура городов. При запуске такого вида транспорта нужно будет оборудовать места для взлёта и посадки и продумать регулирование движения в воздухе.

Поэтому компаниям-разработчикам нужно усовершенствовать сами аппараты, которые пока существуют только в виде прототипов. Правил в отношении применения беспилотных аэротакси пока ещё нет, потому что нет самого регулирования.

#аэротакси #транспорт #uber #airbus #boeing #volocopter

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть