Хабрахабр

Аддиктивные синдромы IT

Я работаю в IT-сфере. Здравствуйте, меня зовут Алексей. И у меня развились различные аддиктивные сценарии поведения. Много времени провожу в социальных сетях и мессенджерах по работе. И вместо того, чтобы дальше работать с новыми текстами, я подвисал на состоянии старого. Я отвлекался от работы и заглядывал в Facebook, чтобы посмотреть, сколько «лайков» накапало на какую-то резонансную публикацию. Давало контроль над жизнью. Я несколько раз за час практически неосознанно брал в руки смартфон — и в какой-то степени меня это успокаивало.

Я почувствовал ниточки за моими плечами, которые периодически меня дёргают, заставляя делать то, что мне на самом деле не нужно. В некий момент я остановился, задумался — и решил, что-то не так.

Не факт, что мои рецепты подойдут вам или вызовут одобрение. С момента осознания у меня стало меньше аддикций — и я расскажу, как я от них избавился. Но расширение туннеля реальности и познание нового — вредным точно не будут.

— Не бойся, у меня на смарте широкоугольник.
— Па-ап, мы все на одну фоточку помещаемся?

История вопроса аддикций

Но теперь этот термин более применим к психологическим зависимостям: игромании, шопоголизму, социальным сетям, зависимости от порнографии, перееданию. Раньше к аддикциям, как зависимостям и пагубным привычкам относили лекарственную зависимость, наркоманию.

Есть аддикции, которые приняты обществом, как нормальные или условно нормальные — это и духовные практики, и религии, и трудоголизм, и экстремальный спорт.

Появились с развитием СМИ и IT сферы новые виды аддикций — зависимость от телевидения, зависимость от социальных сетей, зависимость от компьютерных игр.

Например, человек увлечён рыбалкой или охотой — не может на выходных сидеть дома. Аддикции сопровождают нашу цивилизацию всю её историю. Да. Аддикция? Нет. Влияет на социальные связи, разрушает семью и личность? Значит, аддикция приемлемая.

Азимов, Хайнлайн, Саймак, Бредбери, Зилазни, Стивенсон, Гейман, Кинг, Симмонс, Лю Цысиня. Есть у человека аддикция сочинять истории и писать книги. Я это по себе хорошо знаю. Пока не поставишь финальную точку — ты не сможешь успокоиться, история живёт в тебе, персонажи требуют выхода. Она социально значима и полезна — конечно же, да. Это зависимость — конечно, да. Кем бы мы были без Лондона и Хемингуэя, без Булгакова и Шолохова.

А значит аддикции бывают разными — полезными, условно-полезными, условно-допустимыми, безусловно-недопустимыми, вредными.

Когда человек начинает резко терять социализацию, у него возникает ангедония на другие увлечения и удовольствия, он акцентируется на зависимости, у него начинаются изменения в психическом поведении. Когда они становятся вредоносными и требуют лечения — критерий один. Аддикция занимает центр его Вселенной.

Синдром упущенной выгоды. Моя жизнь в социальных сетях должна выглядеть ярче и красивее, чем у других

Привыкаешь к нему очень плавно и спокойно благодаря Вконтакте, Facebook и Instagram. СУВ, наверное, самый хитрый из синдромов.

Именно потому его так любят рекламщики, потому там баснословные рекламные бюджеты. Instagram вообще работает исключительно на принципе FoMO — кроме картинок с синдрома упущенной выгоды так ничего нет. Всё равно что «пушеру» зайти на вечеринку, где все поголовно героинщики. Потому что работа ведётся с полностью аддиктивной аудиторией.

Увидишь, что у друга новая машина, или что он поехал в Непал — и ты прикладываешь дополнительные усилия, чтобы достичь того же. Да, можно сказать, что Instagram мотивирует к свершениям. Многие ли люди способны именно так трансформировать полученную информацию, не испытывать зависть, а видеть только возможности и призывы? Но это конструктивный подход.

Считается, что по данным исследований 56% людей испытывали СУВ хотя бы один раз в жизни. Синдром упущенной выгоды в классическом понимании — это навязчивая боязнь пропустить интересное событие или хорошую возможность, провоцируемая в том числе и просмотром социальных сетей.

Они боятся остаться в стороне. Люди постоянно хотят находится в курсе дел своих друзей и коллег. Если ты неуспешен, то зачем ты вообще живём. Они бояться почувствовать себя «лузерами» — наше общество постоянно подталкивает к этому.

Какие признаки СУВ:

  1. Часто возникающая боязнь упустить важные вещи и события.
  2. Навязчивое желание входить в любые формы социальной коммуникации.
  3. Стремление постоянно нравиться людям и получать одобрение.
  4. Стремление все время быть доступным для общения.
  5. Стремление постоянно обновлять ленты социальных сетей.
  6. Чувство сильного дискомфорта, когда смартфона нет под рукой.

Когда ты открываешь Facebook и видишь, что твои друзья сидят в баре без тебя — в этот конкретный момент — ты можешь представить, что ты мог бы провести время совсем по-другому» Профессор Ариэли: «Листать ленту новостей в социальных сетях — совсем не то же самое, что разговаривать с друзьями за обедом и слушать, как они провели свои прошлые выходные.

Он пытается показать, что его жизнь насыщенна, ярка, полна и интересна. Человек пытается подавить негативные эмоции. Пользователь начинается выкладывать в Instagram фотографии на фоне моря, дорогих машин, яхт. Он не «лузер», он успешен. Особенно этому подвержены девушки — им важно доказать, что их коллеги, одноклассницы и однокурсницы «лохушки драные из Хацапетовки» — а она вся такая королева Instagram ухватила судьбу за бороду. Просто сами зайдите в Instagram и убедитесь, какие фотографии набирают больше всего «лайков». Ну, или за что она успела ухватить очередного ухажёра.

Больше всего проблем было с горностаем, чтобы не вертелся и не кусался.
Первая загруженная в Instagram селфи.

На пляже, среди пальм, в белых одеждах, не запятнанных песком, на дорогой арендованной яхте или машине, с профессиональными фотографами, которые ещё сотни раз отретушируют снимки. Зайдите в Instagram, посмотрите на топовых бьюти-блогеров. Что там остаётся от объективной реальности? Даже еда сияет ярче, а шампанское искрится, как пойманная в магнитную ловушку солнечный ветер.

Вывести их из этого пространства, отключить интернет — и у них начнётя ломка. Они насильно, напоказ демонстрируют свою жизнь, а заодно показывают, насколько они искалечены синдромом СУВ. Потому что они не смогут сказать xКто они?», «Как они себя идентифицируют вне аккаунта социальной сети?», «Кем они являются для общества, какая у них социальная роль?», «Что они сделали полезного не только для человечества, но даже для своих близких и друзей?».

И по мере возможно тянут ножку на фотографиях, разворачивают талию, чтобы не было видно «ушек», поворачивают лицо так, чтобы не было видно изъянов, надевают невозможно неудобные туфли на высоких каблуках, фотографируются на фоне машин, которые никогда не будут принадлежать им. И их подписчики вовлекаются в порочный круг СУВ — они мечтают быть такими же успешными и яркими. И перестают быть собой — многогранной, уникальной, невероятно интересной личностью. И психологически страдают.

Паттерн воспроизводится, и распространяется на ничего не подозревающих участников аудитории, которые также могут начать испытывать СУВ. Большая часть людей в социальных сетях выстраивает идеализированный образ их самих.

Это глупый и голый примат, кусающий себя за жопу. Это даже не змея Уроборос кусающая себя за хвост. Основательница Flickr, Катерина Фейк, открыто заявила, что использовала эту особенность СУВ для привлечения и удержания пользователей. Причём прилюдно. Синдром СУВ стал базисом бизнес-стратегии.

Размывает границы личности, делает человек подверженным сиюминутным трендам, на что уходит невероятное количество физической и психической энергии. Последствия: СУВ оказывает деструктивное действие на психическое здоровье людей. Чаще всего люди, подверженные СУВ испытывают мучительное одиночество и когнитивный диссонанс между тем, кем им хочется быть и тем, кто они являются на самом деле. Это вполне реально привести к депрессии. Люди доходят до того, что определяют себя через социальные сети «я выкладываю посты, следовательно я существую». Разница между «быть и казаться».

Фаббинг. А ты проверил сколько лайков тебе пришло, пока ты стоишь на похоронах своей бабушки?

Подсчитайте. Сколько раз за день мы берём в руки смартфон? Сколько раз вы берёте в руки смартфон за 10 минут? Упростим задачу. Подумайте, зачем вы это сделали, была ли в этом насущная необходимость, что-то угрожало жизни вас или ваших знакомых, кто-то вам позвонил или нет, вам срочно была необходима информация для дела?

Оглянитесь. Вот вы сейчас сидите в кафе. Сколько людей вместо того, чтобы общаться уткнулись в электронные гаджеты?

И даже не только с собеседников. Фаббинг — это привычка постоянно отвлекаться на свой гаджет во время разговора с собеседником. Почему? Зафиксированы случаи, когда люди отвлекались на смартфон во время своей же свадьбы и похорон близких родственников. Переменное вознаграждение. Это маленькая психофизиологическая хитрость, которой пользуются и Facebook, и Instagram. Сколько человек увидело вас, неравнодушно к вам, насколько вы не одиноки. Вы селфанулись, сфотографировали свадьбу, сделали грустную заметку по поводу похорон — и теперь вас прямо тянет увидеть, сколько вам «отлайкало» и «отшерило». В этом мерило социального успеха.

Основные принципы фаббинга:

  1. Во время еды человек не может оторваться от гаджета.
  2. Держание смартфона в руке даже во время ходьбы.
  3. Моментальное хватание смартфона при звуковых оповещениях, несмотря на беседу с человеком.
  4. Во время отдыха человек большую часть времени проводит в гаджете.
  5. Боязнь пропустить что-нибудь важное в ленте новостей.
  6. Беспочвенное листание уже увиденного в сети.
  7. Желание проводить в компании смартфона большую часть своего времени.

Однако результаты исследования показывают, что частое обращение к телефону одного из партнеров приводит к резкому снижению удовлетворенностью от отношений. Фаббинг может привести к депрессии, так что следует учитывать потенциальный вред смартфона для близких отношений» Мередит Дэвид из Бейлорского университета считает, что фаббинг может разрушить отношения: «В повседневной жизни люди часто думают, что небольшое отвлечение внимания на смартфон не имеет особого значения для отношений.

Фаббинг и СУВ тесно связаны.

И результат его ужаснул. Ученый Рейман Ата решил подсчитать, сколько времени он проводит в смартфоне за день. И случайно он наткнулся на совет бывшего дизайнера Google Тристана Харриса: перевести телефон в монохромный режим. Он посчитал, что крадёт из своей жизни 4 часа и 50 минут. И совсем не зря он запрещал своим детям пользоваться продукцией своей же компании. В первый день с монохромным смартфоном Рейман Ата пользовался устройством всего лишь полтора часа (1,5 часа!) Совсем не просто так дизайнеры пользовательского интерфейса делают такие красивые иконки, что «их хочется лизнуть», как говорил Стив Джобс. Стив умел вызывать аддикцию у пользователей — он был гением.

Поэкспериментируйте. Так что небольшой лайфхак. Побудьте натур-философами. Посмотрите.

Активировать пункт «Светофильтры», а в выпадающем меню выбрать «Оттенки серого». В iOS Настройки → Основные → Универсальный доступ → Адаптация дисплея → Светофильтры.

Открываем Настройки → Система → «О телефоне» и несколько раз подряд кликаем по пункту «Номер сборки». На Android: Активируем режим разработчика. После этого нужно перейти Настройки → Система → Для разработчиков, «Аппаратное ускорение визуализации», выбрать пункт «Имитировать аномалию» и выбрать в выпадающем меню «Монохромный режим». У меня на Samsung Note 10+ он оказался совсем в другом месте — наверное, интерфейс инопланетяне проектировали.

В руки телефон вам будет проситься намного реже. Уверен. Он уже не будет выглядеть, как леденец.

Это ведёт к изменениям в психике, разрыву социальных связей, иногда распаду семью и в худшем случае к пограничным расстройствам психики, той же депрессии. Последствия: Фаббинг, как и связанный с ним СУВ, подталкивает к эскапизму, заменяет реальные и естественные психологические реакции на стимулы, навязанные социальными сетями и электронными гаджетами.

Снэпчат-дисморфофобия. Сделайте из моего лица сэлфи

Как-никак бытиё определяет сознание. Появился нежданно-негаданно ещё один синдром.

Это когда человек считает, что он некрасив, уродлив, стесняется этого, избегает общества. Старая, давно изученная дисморфофобия обрела новые краски и грани.

Они проанализировали доклады пластических хирургов. И вот коллеги из Бостонской медицинской школы нежданно-негаданно определили, что объявился ещё одна новая девиация. И оказался, что уже существует немалая часть граждан, которые приходят к докторам и требуют, что им сделали лицо, как на селфи.

Как легко догадаться, чаще всего обращаются девушки. Причём не просто не селфи-снимке, а обработанном различными «бьютификаторами», установленными в современные смартфоны.


— Доктор, а вы можете мне сделать такое лицо, как мне Тициан нарисовал?

Если верить Американской академии лицевой пластики и восстановительной хирургии 55% пациентов, которые обратились к пластическим хирургам так объясняют причину необходимых изменений — чтобы селфи получалось просто отличным без использования «бьютификаторов» и фотошопа. И тут начинается откровеннейшая шиза. Мол, каждая дурында с фотошопом себя Кардашьянчихой сделает.

Вот и вырос новый термин-синдром снэпчат-дисморфофобия.

Марк Гриффитс, один из наиболее цитируемых в мире авторов в области психологии технологических зависимостей, виднейший специалист по психологическому изучению игроков в азартные игры, Директор International Gaming Research Unit, Psychology Division, Nottingham Trent University, UK так сказал: «… я утверждаю, что большая часть тех, кто избыточно применяет Интернет, не являются зависимыми непосредственно от Интернета, для них Интернет — это своего рода питательная среда для поддержания других зависимостей… Я полагаю, что следует проводить различие между зависимостью непосредственно от Интернета и зависимостями, связанными с применениями Интернета»

Хотя и бывают неудачные летальные случаи. Последствия: Изменить лицо довольно легко при текущих технологиях. Сверхспособностей это не даст. Но внутри-то вы окажетесь тем же самым. А в итоге всё тот же когнитивный диссонанс и фрустрация. А селфи ещё никого и никогда к успеху не приводило. Всё то же «быть» и «казаться».

Выгорание дофаминовых рецепторов. Сжечь можно не только дом, но и мозги

Они вживили ей в мозг электрод и подавали через него ток. В далёком 1953 году Джеймс Олдс и Питер Милнер пытались понять одну загадочную крысу. Радует то, что руки у них росли не из того места — и они сделали открытие. Они думали, что активируют зону мозга, которая отвечает за страх. Потому что крыса вместо того, чтобы убегать из угла, где её бьют таком, постоянно туда возвращалась.

Вначале они решили, что крыса испытывает блаженство. Ребята всего лишь нащупали до сих пор неизведанную зону мозга, потому что неточно вживили электрод. Ряд экспериментов совсем запутали учёных и они поняли, что крыса испытывает желание и предвкушение.

И многочисленные продажники возликовали. Заодно эти «космические засланцы» открыли маркетинговое проклятие под название «нейромаркетинг».

И испытуемые заявили, что при стимуляции этой зоны мозга они испытывали — не поверите — отчаяние. Тогда вовсю царил бихевиоризм. Это было стремление, отчаяние, необходимость чего-то достичь. Это не было переживание наслаждения.

Область, которую они стимулировали, была частью самой примитивной мотивационной мозговой структуры, которая возникла, чтобы побуждать нас к действию и потреблению. Олдс и Милнер открыли не центр удовольствия, а то, что нейробиологи теперь называют системой подкрепления.

И всё это превращает нас так или иначе в крыску Олдса и Милнера, которая мечтает наконец-то добежать до счастья. Весь наш мир теперь забит устройствами для вызова дофамина — ресторанные меню, порносайты, социальные сети, лотерейные билеты, телевизионная реклама.

Мы видим фотографию Ким Кардашьян или её сестрёнки в обтягивающем белье — и врубается на полную дофамин. Когда только наш мозг замечает возможность награды, он выделяет нейромедиатор дофамин. Дофамин приказывает остальному мозгу сосредоточиться на этой награде и во что бы то ни стало получить ее в наши жадные ручонки. Альфа-«самэц» реагирует на пышные формы и широкие бёдра — и понимает, что эти самки идеальные для продолжения потомства. Мы резвы, бодры и увлечены. Прилив дофамина сам по себе не вызывает счастья — скорее просто возбуждает. Мы смотрим порносайт — и готовы прыгнуть в эту развесёлую групповуху. Мы чуем возможность удовольствия и готовы усердно трудиться, чтобы его достичь. Мы запускаем World of Tanks и готовы побеждать раз за разом.

Дофамин выделился. Вот только частенько испытываем облом. Результата нет.

Всплеск дофамина от вида, запаха или вкуса жирной или сладкой пищи, когда мы проходим фастфуды. Мы существуем в совершенно ином мире. Чудесный инстинкт в каменном веке, когда поесть было жизненно важно. Выделение дофамина гарантирует, что мы захотим объесться до отвала. Но в нашем случае каждый такой всплеск дофамина — путь к ожирению и смерти.

Раньше практически в течение все человеческой цивилизации обнажённые люди принимали откровенные позы перед своими избранниками, любимыми или любовниками. А как нейромаркетинг использует секс? Конечно же, слабое и безвольное желание действовать в такой ситуации было бы раньше просто неразумным, если вы хотели оставить в генофонде свою ДНК. Сейчас же секс на нас валится отовсюду — офлайн-реклама, онлайн-реклама, сайты-знакомств, порнографические сайты, ТВ-фильмы и сериалы (вспомним только «Спартак» и «Игра престолов»). Как в анекдоте: «Украинские ядерщики достигли небывалых успехов — на ЧАЭС они выдали полуторагодовую мощность всего за три пикосекунды». Вы представляете как трудятся дофаминовые рецепторы.


Тициан первый оценил, как мощно секс влияет на продажи картин.

Мы ищем наш Святой Грааль. Весь современный Интернет стал идеальной метафорой обещания награды. Наше счастье. Наше снаслаждение. «Нашу прелесть»(с) Кликаем мышкой… как крыса в клетке, надеясь, что в следующий раз нам повезёт.

Обещание, что в следующем «лутбуке» будет BFG9000. Разработчики компьютерных и видеоигр совершенно сознательно используются дофаминовое подкрепление и переменное вознаграждение (те же «лутбоксы»), чтобы подсадить игроков. Вы не можете предсказать, когда получите баллы или перейдете на другой уровень, поэтому ваши дофаминергические нейроны продолжают выстреливать, а вы прилипаете к стулу. В одном исследовании обнаружилось, что видеоигра вызывает всплеск дофамина, сопоставимый с использованием амфетамина. Я только напомню, что в 2005 году 28-летний корейский мастер по ремонту бойлеров Ли Сенг Сеп умер от сердечно-сосудистой недостаточности, играя в StarCraft 50 часов кряду.

А вдруг там, через пару минут будет удачная шутка, весёлая картинка, забавный ролик и вы испытаете счастье. Вы листаете бесконечную ленту новостей в Вконтакте и Facebook, не отключаете автовоспроизведение Youtube. И получаете только усталость и дофаминовое выгорание

Поверьте, мир не упадёт, хрустальная земная ось не рухнет, если целые сутки вы будете предоставлены только самому себе, своим родным и близким, своим настоящим желаниям, о которых вы давно забыли. Попробуйте хотя бы на 24 часа не читать новости, не заходить в социальные сети, отвлекитесь от телевидения, радио, журналов и сайтов, которые кормятся вашими страхами.

И восстанавливаются они дольше всех. Дофаминовых рецепторов у нас в мозге меньше всех. Потому что процесс восстановления дофаминовых рецепторов долгий, неспешный и не всегда удачный. Как думаете, почему так долго держится ангедония у наркоманов, любителей порнографических сайтов, игроманов, шопоголиков, топ-блогеров, испытавших депрессивно-тревожный эпизод.

И лучше их поберечь изначально.

Я вам обещал…

Нет, со всеми не получилось — наверное, я недостаточно просвещён. В самом начале я вам обещал рассказать, как я справился с большинством аддикций. Я постоянно по работе занимался блогами, был публичной личностью в течение нескольких лет, много раз оказывался на ТВ-шоу (как говорит мой знакомый «гав-гав»-шоу), можно сказать был ЛОМом. Пока что на мастера-джедая я не тяну. Что моё личное мнение расплывается в коллективном, чтобы не потерять аудиторию, не вызвать негатив, не ощутить одиночество в толпе. И я понял, что меня затягивает в воронку популярности, «лайков», «шэров», что аудитория ведёт меня, а не я веду аудиторию. Пока хомяк не выбьется из сил — и его закрутит в колёсике, которое он раскрутил сам. Чтобы показатели ЖЖ, Вконтакте, Facebook, Instagram росли-росли-росли каждый день.

И оборвал все медийные контакты. А потом я удалил все свои соцсети. И вам он не подойдёт. Возможно, это только мой рецепт. Возможно, ваши адаптивные механизмы окажутся намного сильнее моих — и вы будете счастливы в социальных сетях и получите оттуда самое лучше и полезное. Все мы уникальны. Но я сделал такой выбор. Всё возможно.

Насколько можно быть счастливым в этом мире. И стал счастлив.

May the force be with you.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть