Hi-Tech

85 лет со дня рождения Гагарина: интересные факты о первом полете человека в космос

Старт корабля «Восток-1» состоялся с космодрома Байконур в 9 часов 7 минут московского времени 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин навсегда вписал свое имя в исторические хроники как человек, первым увидевший нашу планету из космоса. После первого полета человека в космос, сопровождавшегося проблемами как при подготовке, так и во время выполнения, Юрий Гагарин обрел всемирную славу и побывал с официальными визитами более чем в 30 зарубежных странах. С того времени 12 апреля традиционно празднуют День космонавтики. Сегодня герою по-настоящему планетарного масштаба исполнилось бы 85 лет. Во многих странах мира населенные пункты и улицы были названы в честь выдающегося советского космонавта.

Вспоминаем самые яркие и интересные события из истории подготовки и выполнения первой отправки человека в космос.

Отбор

Все они были очень опытными летчиками реактивных истребителей. В отбор на звание первого космонавта помимо Гагарина попали еще 19 претендентов. Юрий Гагарин был выбран из их числа почти случайно. В окончательном списке оказалось три кандидатуры: Герман Титов, Юрий Гаранин и Григорий Нелюбов. Таким образом, немалую роль в выборе кандидата сыграла харизма человека. Титов был подготовлен гораздо лучше Гагарина, однако выбор последнего был обусловлен политическими причинами: Гагарина считали «настоящим русским парнем», его описывали как простого и открытого человека. Титов и Нелюбов были выбраны в качестве дублеров Гагарина и именно они сопровождали его до космического корабля.

На память

За два дня до полета Гагарин написал прощальной прощальное письмо супруге на случай, если произойдет катастрофа:

Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. «Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Можно ли мечтать о большем? Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос! Через день я должен стартовать. Ведь это — история, это — новая эра! Вы в это время будете заниматься своими делами.

Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Очень большая задача легла на мои плечи. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. Но, увы, вы далеко. Она подвести не должна. В технику я верю полностью. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Но сам я пока в это не верю. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина.

Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. В этом тебе поможет государство. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным.

Сам я в это не верю. Что-то слишком траурное письмо получается. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Чкалова: «Если быть, то быть первым». П. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Ну вот, кажется, и все. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. До свидания, мои родные. 04. 10. 61 г.»

Письмо тогда не потребовалось. Первый запуск оказался успешным. Его передадут жене первого космонавта Земли через 7 лет, после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб Гагарин.

Первое записал сам Гагарин, остальные два – Титов Нелюбов. Перед первой отправкой Гагарина в космос было записано три обращения «первого космонавта к советскому народу». В одном говорилось о первом успешном полете человека в космос, второе было написано на случай неудачной посадки космонавта, третьем сообщалось о катастрофе. Три вида информационных сообщений подготовило и агентство ТАСС. Первые два сообщения в этом случае также, к счастью, оказались невостребованными.

Почти провал

СССР изо всех сил старался обогнать США и первым запустить человека в околоземное пространство, поэтому во многих вопросах подготовки страна шла на очень большой риск. Тем не менее подготовка перового полета человека в космос велась буквально со скрипом. Аппарат представлял копию разведывательного комплекса «Зенит-2». Например, использовавшийся для запуска «Восток-1» изначально даже не был предназначен для пилотируемых полетов. Такая спешка – стать первым – даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта. Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры.

Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного. Первое случилось за сутки до старта. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными. В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Но на этом все проблемы не решились.

Датчик на люке не выдал нужный сигнал герметичности аппарата. Буквально за час до старта выяснилось, что люк «Востока-1» закрывается неплотно. Так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Инженеры быстро приняли решение, что дело в неисправном контакте. После этого проверка герметичности прошла успешно. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке. Старт переносить не стали.

Хладнокровие

Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости. Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме. В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась. Допускалось, что Гагарин может потерять над собой контроль и захочет вести аппарат вручную. Код находился в специальном запечатанном конверте. На самый крайний случай космонавту передали особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код. Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме.

«Я горю!»

О словах, сказанных Гагариным в заключительной стадии полета, долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи!».

Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому — это его последние секунды жизни. На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета. Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин.

Спуск

Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры (3-5 тысяч градусов) в плотных слоях атмосферы. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно частично сильно оплавилась.

Мимо цели и нехватка кислорода

Из-за проблем в системе торможения корабля «Восток-1» Гагарин приземлился не в изначально запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка.

После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в кислород в герметичный скафандр Гагарина подаваться стал не сразу. Посадка первого космонавта также могла закончится трагично. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки. Проблема оказалась в клапане подаче воздуха. Космонавту помогла хорошая предполетная подготовка. Был риск, что Гагарин попадет в воду Волги. С помощью парашютных строп он ушел от реки и приземлился в 2 километрах от берега.

Шнурки или подтяжки?

Первоначально никто не планировал торжественной встречи Гагарина в Москве с участием руководства страны. Пожалуй, одним из самых запомнившихся событий, связанных с Гагариным после его успешного полета в космос, стал случай со шнурками. За Гагариным в Куйбышев прилетел самолет Ил-18. Все решил в последний момент Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв.

Огромная толпа народа, журналисты. В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный прием. Спустили трап… И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолета к установленной у кромки взлетного поля правительственной трибуне. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта. За ним смотрят миллионы людей. Передача транслируется в прямой телеэфир. А тут – шнурок развязался!

Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Раньше носки делали без резинок, и на икрах носили подтяжки, чтобы носки не сползали. Советского героя космоса подтяжка для носков. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная пряжка била его по ноге.

Имитация

Ее подготовили многим позже с момента первого полета человека в космос. Знаменитые кадры съемки переговоров между находящимся в кабине корабля «Восток-1» Юрием Гагариным и главным конструктором советской космической отрасли Сергеем Королёвым были имитацией. Уже позже недостающую хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королёва повторять те же слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года. Впрочем, упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – во время реально запуска Гагарина людям было реально не до каких-то съемок.

Там публикуются материалы, которые не попадают на сайт. Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть