Hi-Tech

50 успешных компаний, которые начали бизнес без крупных сторонних вложений

Подборка от директора фонда Founder Collective Джозефа Флаэрти.

В закладки

Да, они служат общей меркой для множества успешных технологических компаний, однако вовсе необязательны, особенно на ранних этапах развития. Среди основателей стартапов есть мнение, что венчурные инвестиции — залог успеха.

Если кто-то не может с умом превратить $1 в $10, не стоит думать, что он сможет в несколько раз приумножить миллион. Предприниматели многого добиваются и не имея за собой капитала, который, к слову, нисколько не делает их более проницательными.

Чтобы показать, как работали и работают компании без начального финансирования, я составил список из 50 примеров, — когда на запуск потратили несколько тысяч или же просто пришлось сильно потрудиться.

Некоторые упомянутые компании до сих пор не самые известные — они невидимые «единороги» технологической индустрии. Да, большая доля стартапов из списка всё же привлекала финансирование, но уже когда доказала, что успех не будет зависеть от банковского перевода инвестора.

Так вот, фирмы, описанные ниже, показывают, как добиться успеха, действуя наперекор устоявшемуся мнению. Привлечение инвестиций должно стать осознанным выбором, а не импульсивным желанием.

Сначала решение, потом деньги

Тут есть три пути: Вам не нужны инвестиции для запуска, если вы можете решить насущную проблему клиента и взять за это деньги.

  • автоматизация рабочего процесса;
  • капиталосберегающий продукт;
  • решение старой проблемы новым способом.

Автоматизация рабочего процесса

Это даст вам стабильный спрос и начальный источник финансирования. Самый простой способ создать полезный продукт — автоматизировать часть рутины.

Но была одна проблема — Бен терпеть их не мог. В 2000 году генеральный директор проекта Бен Честнат руководил студией дизайн-консалтинга, и многих клиентов интересовала собственная email-рассылка. Так и появилась MailChimp, которая сейчас оценивается в $400 млн. Поэтому, чтобы освободить команду от скучной работы, он решил создать инструмент, который бы упростил этот процесс.

Сооснователь и руководитель MailChimp Бен Честнат Фото: cnbc.com

Поэтому она начала снимать образовательные ролики. В конце 1990-х годов Линда Вайнман преподавала веб-дизайн, но книги, которые она рекомендовала ученикам, были скучными и незапоминающимися. 20 лет Вайнман выстраивала библиотеку, которая разрослась до того, что привлекла внимание Linkedin, заплатившую за Lynda.com $1,5 млрд.

Девять лет платформа развивалась без инвесторов: сегодня на PluralSight доступно 6000 курсов от C # до Javascript, а её стоимость c выходом на биржу достигла $1 млрд. PluralSight также предлагает онлайн-уроки, посвящённые программированию.

Капиталосберегающий продукт

Вместо того чтобы тягаться с компанией вроде Apple, эти стартапы заполнили нишу, оставленную RadioShack, сетью магазинов электротоваров, и превратились в многомиллиардные фирмы, достойные подражания.

Плата AdaFruit Flora, которую можно носить как подвеску Источник

Тем не менее Фрид не просто их перепродавала, но и придумала чудные устройства вроде реплики игрового автомата Space Invaders. Лимор Фрид основала AdaFruit Industries ещё студенткой Массачусетского технологического института, собирая наборы из доступных в магазинах радиодеталей. Сегодня же в компании работает 85 человек, а годовая выручка от продаж составляет $33 млн в год.

Набор изобретателя Sparkfun

Сегодня в Sparkfun работает больше 150 человек, а годовой доход компании составляет $32 млн. Как и Фрид, Нейтан Сейдл основал Sparkfun в общежитии, продавая наборы электронных компонентов и редких запчастей инженерам, которые хотели познакомиться с малоизвестными новинками.

Решение старой проблемы новым способом

Порой для получения многомиллиардной компании достаточно решить старую проблему с помощью новых разработок или пользовательского интерфейса.

Ничего не найдя, они решили разработать своё приложение на основе популярного фреймворка Ruby on Rails. Основатели Shopify подыскивали решение для создания корзины заказов, когда настраивали собственный сайт по продаже сноубордов.

В конце концов они привлекли инвестиции и вышли на биржу. Оказалось, что оно отлично подходит и многим другим, и основатели вели бизнес независимо на протяжении шести лет. На момент написания статьи капитализация Shopify составляла $14 млрд.

Braintree Payments смогли создать удачное техническое решение, своеобразный ящик с инструментами для продавцов и покупателей. Безопасные денежные переводы в сети — одна из старейших проблем интернета. В 2013 году Paypal поглотила платформу, заплатив $800 млн. Четыре года компания поддерживала свою деятельность полагаясь лишь на комиссии с транзакций, но в итоге привлекла $69 млн за два раунда.

За дело

Лучшие же не грезят, а думают, как лучше задействовать доступные ресурсы. Множество предпринимателей попусту тратят время, «играя в директоров».

Продукты SimpliSafe

Но руководителю компании SimpliSafe Чеду Лорансу это удалось. Многие смеются над попытками начать производство оборудования с нуля, без инвестиций. За восемь лет компания привлекла сотни тысяч клиентов, заработала сотни миллионов и получила $57 млн от Sequoia Capital. Он занял денег у друзей и семьи и основал компанию по производству охранных систем, не требующих установки, самостоятельно спаивая первые прототипы, чтобы сэкономить.

Один из наборов Ipsy

Аудитория девушки и связи с косметическими брендами позволили ей основать Ipsy, выйти на доход в $150 млн и привлечь финансирование в размере $100 млн. Первой коробки с пробниками косметики начала рассылать фирма Birchbox, но звезде YouTube Мишель Фан удалось превратить онлайн-славу — более 8 млн подписчиков — в настоящий феномен.

Объединив свои увлечения, он запустил платформу для стоковых фотографий ShutterStock, загрузив туда 30 тысяч снимков из личной библиотеки. Джон Орингер профессионально занимался разработкой ПО и любительски — фотографией. На данный момент фирма оценивается в $2 млрд.

В 2012 году, к тому времени как Quizlet привлекла первые инвестиции, генеральному директору было 22, платформой пользовалось 40 млн человек, а сама она входила в полсотни самых посещаемых сайтов США. Пусть Quizlet и не самая большая компания в списке, она примечательна тем, что основал её пятнадцатилетний подросток, который хотел хорошо сдать экзамен по французскому.

Первые инвестиции, $6 млн, Skyscanner привлекла в 2007-м, спустя шесть лет после запуска. Поначалу система поиска авиабилетов Skyscanner представляла собой простую таблицу, которой основатель, страстный поклонник горных лыж, пользовался для поиска самых доступных перелётов. Сегодня Skyscanner — главная технологическая фирма Эдинбурга со штатом более 500 человек. Ещё $192 млн в платформу вложили в 2016 году.

Любые деньги хороши

Основатели могут «наскрести» денег с грантов, инкубаторов, бизнес-ангелов и даже предпродаж. Не всегда финансирование приносит миллионы разом. Таким образом, клиенты превращаются в источник увеличения капитала. Самые сметливые выстраивают такую бизнес-модель, которая позволяет получать платежи ещё до выпуска продукта.

Спустя время основатели решили придумывать и продавать игры самостоятельно, задействовав Kickstarter в качестве источника инвестиций. История CoolMiniOrNot началась с одноимённого сайта, на котором поклонники могли похвастаться умением раскрашивать фигурки из «Подземелий и драконов». Они провели 21 кампанию, собрав более $20 млн.

Основанный бывшим редактором Gizmondo, Wirecutter пообещал более подробные и честные обзоры на самые разные товары. Кто говорит, что ведение блога не окупается? В 2016 году сайт был продан изданию The New York Times за $30 млн.

Продаём!

Зачастую лучшим источником финансирования становятся клиенты; у продаж есть два преимущества: во-первых, у вас тут же появляются деньги, а во-вторых — вы быстро понимаете, что находит отклик у клиента, и можете подстроить предложение.

Батончики RXBar Wired

Это наставление и $10 тысяч сбережений превратились в $600 млн, — за эту сумму стартап выкупил Kellogg, производитель сухих завтраков. Когда один из основателей RXBar поделился своими амбициозными планами с отцом, тот посоветовал ему поскорей взяться за работу: «Заткнись и продай тысячу батончиков».

В Scentsy же продавали свечи на блошином рынке, так как денег на рекламу не было. Цифровые бренды вертикальной интеграции довольно популярны, однако они чересчур полагаются на слащавые видео и рекламу в Facebook, чтобы заработать. Это дало основателям твёрдую почву под ногами, знание покупателя, и теперь ежегодный доход Scentsy составляет $545 млн.

Отчасти успех платформы обусловлен тем, что продажи начались в первые выходные её существования: впервые привлекая финансирование, LootCrate зарабатывала до $100 млн и обслуживала 600 тысяч клиентов. LootCrate продаёт по подписке сувениры, связанные с поп-культурой.

Благодаря чуткому дизайну и уверенным продажам, платформа для email-маркетинга быстро преодолела эту планку и ещё три года не обращалась к инвесторам. Основатели Klaviyo условились, что первого работника наймут лишь тогда, когда средний доход фирмы достигнет $1 млн.

Spanx производит моделирующее бельё, а продукцию Блейкли одобрила даже Опра Уинфри. Судья Shark Tank Сара Блейкли превратила $5000 в компанию, которая зарабатывает до $400 млн в год. Чувство стиля предпринимательницы привлекло клиентов, а трезвое отношение к деньгам сделало её миллиардером.

Несмотря на то, что соперник Tuft and Needle привлёк на 3 994 900% больше инвестиций, этот производитель матрасов смог достичь объёма продаж в $100 млн, задействуя лишь прибыль и $6000 посевных инвестиций.

Матрасы Turf & Needle доставляют свёрнутыми, в больших коробках

Только спустя десять лет после основания компания провела первый инвестиционный раунд и привлекла $110 млн. Проверка орфографии работает в Word и Google Docs уже много лет, но Grammarly удалось улучшить её настолько, что за пользование системой платят тысячи писателей и более 800 университетов.

Скупой маркетинг

Эффективным предпринимателям нужны цепляющие, причём немедленно, кампании. Стартапам не стоит тратить время на неизмеримый бренд-маркетинг.

ButcherBox, несмотря на проблемы рынка, добилась успеха и зарабатывает $1 млн в неделю, минуя дорогие каналы рекламы, вместо этого выстраивая прочные и эффективные отношения с лидерами мнений.

Кроме того, у неё получилось поддержать развитие бренда с помощью ловких рекламных трюков вроде продажи бычьих экскрементов, уничтожения полотна Пикассо или рытья большой ямы. Команде Cards Against Humanity удалось уже в первый год заработать $12 млн при том, что она собрала всего $15 700 на Kickstarter.

А в «чёрную пятницы» ребята просто попросили денег! Да, такая реклама не из дешёвых, но компания заработала достаточно денег, чтобы покрыть расходы, вместе с тем получив широчайшее освещение СМИ.

Вместе с крайне эффективной оптимизацией конверсии, этот метод оказывается непревзойдённым. На виральный маркетинг по праву не обращают внимания, когда он как бы надстраивается над бизнес-моделью, и тем не менее он может дать мощный толчок при грамотной интеграции в продукт. Так вот, основателям GoFundMe удалось провернуть подобное и увеличить оценку платформы до $600 млн.

Эффективность важнее инвестиций

Лучшие предприниматели строят свой бизнес на технологиях или моделях, которые по существу более эффективны в приумножении капитала. Нередко стартапы сравнивают исходя из размера привлечённых средств, но гораздо важнее принять во внимание, как они расходуют деньги.

За $299 можно посетить три гонки

Весь секрет — предпродажа мест на состязания и последующее использование этих денег для строительства полосы препятствий. Бывший спецназовец Уилл Дин, имея в распоряжении $7000 сбережений, превратил Tough Mudder в компанию с годовым доходом $100 млн.

Создайте сообщество

Технологии, несомненно, важны, как важна и бизнес-модель, но группа преданных пользователей может оказаться ещё важнее.

Также команда стала одной из первых продвигать идеи эффективности капитала, а её серия заметок “Bootstrapped, Profitable, and Proud” — обязательное чтиво для всех, кто хочет с умом потратить каждый доллар. Основатель платформы Basecamp Джейсон Фрид не раскрывает доходов, но утверждает, что «каждый год она приносит десятки миллионов».

Шведская студия никогда не ввязывалась в авантюры с социальным спамом и микротранзакциями. Умельцы из Mojang, создавшие Minecraft, никогда не получали инвестиций, наняли всего 50 сотрудников и заработали почти миллиард к тому времени, как игру за $2,5 млрд купила Microsoft. Вместо этого Minecraft продавали по фиксированной цене, что и привело к удачному слиянию.

Основатель Behance Скотт Белски своими силами развивал сообщество в течение пяти лет, когда получил $6,5 млн от Union Square Ventures и в конечном счёте продал платформу за $150 млн.

Площадка для гастрономических обзоров Thrillist, основанная в 2004 году, строилась от рассылки к рассылке и лишь в 2015 году привлекла $54 млн.

И хотя в компании работает всего 40 человек, а оформление сайта не обновлялось пару десятилетий, Craigslist занимает 17 позицию в списке самых посещаемых сайтов США и, по данным Forbes, приносит сотни миллионов в год. Craigslist умело воспользовалась ранним запуском во времена первого бума дот-комов, превратив его в долгосрочное преимущество.

Главным ресурсом площадки, по аналогии с Craigslist, стала репутация хорошо зарыбленного пруда. Сайт знакомств Plenty of Fish появился на свет в 2003 году и в течение десяти лет практически не менялся. В 2015-м компанию продали за $575 млн.

Фортуна улыбается «скучным»

Многие из самых успешных и впечатляющих компаний, которым удалось вырасти без сторонних вложений, решают насущные, но порой незамысловатые проблемы, неплохо зарабатывая с самого старта.

  • SurveyMonkey появилась во времена пузыря дот-комов, в 1990-е. И пусть платформа не была настолько же подрывной, как, скажем, Kosmo, она оказалась живучее. Пузырь лопнул, а стоимость SurveyMonkey постепенно выросла до $2 млрд. Первые инвестиции в размере $100 млн компания получила только спустя 11 лет после запуска.
  • Стартап Protolabs, изготовляющий различные детали по требованию, сегодня оценивается в $1,2 млрд.
  • Cvent стоимостью $1,65 млрд разрабатывает инструменты для управления мероприятиями и поддерживает Textura, приложение для строительного бизнеса, которое Oracle приобрела за $663 млн, — ни тот, ни другой не считаются горячими рынками.
  • Компанию Grasshopper, занимающуюся IP-телефонией, приобрела Citrix. При этом виртуальный оператор самостоятельно привлёк 150 тысяч клиентов, зарабатывая до $30 млн в год.
  • Фирма eClinicalWorks была основана в 1999 году, когда фраза «расти быстро» служила мантрой. Многие соперники платформы выгорели; компания же, сконцентрировавшись на скучной, но прибыльной работе с больничными данными, выжила. Сегодня в eClinicalWorks работает больше 4 тысяч человек, а её ежегодный доход достигает $320 млн.
  • Zoho: штат из 4 тысяч работников, 18 млн клиентов, $300 млн дохода. Неплохо для стартапа, бросившего вызов Oracle и Salesforce.
  • Единственный «единорог» в Коннектикуте, Datto, занимающаяся хранением данных, была основана в 2007 году на кредитку.
  • На запуск InsideSales.com потратили $10 тысяч. Сегодня же в фирме, предоставляющей ИИ-сервисы для отдела продаж, работает 570 человек, а с 2012 года в неё инвестировали почти $250 млн.
  • JetBrains, пражский разработчик ведущего IDE для Java и языка Kotlin, обслуживает 230 тысяч клиентов и занял 431 место в списке Fortune 500, не привлекая финансирования.
  • Игровой движок Unity, ставший главной опорой индустрии мобильных игр, взял на себя все непримечательные аспекты разработки вроде межплатформенной совместимости и рельефного текстурирования. Долгие годы Unity существовал независимо; в настоящее время его стоимость составляет $1,5 млрд.
  • GitHub взял на себя всю боль по контролю за версиями программ и ещё до того, как привлечь внимание инвесторов, стал критически важной частью технологической экосистемы.
  • Изначально Qualtrics служил инструментом для опросов в школах и на предприятиях, а разработали его и вовсе в подвале. Теперь же в компании работает тысяча человек, а её годовой доход — $100 млн.
  • Как известно, видео для корпоративного обучения невероятно скучны. Ещё скучнее может быть лишь стартап, который их создаёт. Тем не менее Wistia насчитывает 300 тысяч клиентов, включая Starbucks, Cirque Du Soleil и Casper.

Инвестиции всегда можно привлечь позже

Повременив с привлечением финансирования, можно получить невероятную отдачу.

Основатели Wayfair Нирадж Шах и Стив Конин Cornell Chronicle

В скором времени Wayfair вышла на биржу. Интернет-магазин по продаже товаров для дома Wayfair вышел на прибыль уже в первый месяц работы и стабильно рос, принося деньги, ещё десять лет — только тогда был проведён первый раунд, принесший фирме $160 млн. Сейчас компания стоит $8 млрд, и поскольку инвестиционного дробления не было, каждый из основателей владеет более чем миллиардной долей.

Между тем платформа стала популярной, и основателям пришлось вооружиться амбициями покрупнее, для чего они провели инвестиционный раунд, получив $63 млн. «Больших амбиций у нас не было, мы просто хотели поддержать свой доход», — признался глава Zip Recrutier Иэн Сигел в интервью Forbes.

В 2015-м фирма привлекла $64 млн. Персональный финансовый помощник Nerdwallet работал с ограниченным бюджетом с самого основания в 2009 году. И хотя недавно она была вынуждена затянуть пояса, сократив часть персонала, сегодня Nerdwallet оценивается в $500 млн с годовым доходом более $100 млн.

Мнимое невезение

Открыв бизнес там, где стартапов немного и, стало быть, мало венчурных инвестиций, можно получить преимущество: предприниматели, вместо того чтобы мечтать о финансировании, вынуждены удовлетворять потребности клиентов.

Будь у неё простой доступ к инвестициям, команда могла бы погнаться за низкокачественным ростом и разориться. Австралийская компания Atlassian своими силами добилась многомиллиардной капитализации.

Подобное случилось с Campaign Monitor, ещё одной австралийской фирмой; она занимается email-аналитикой. Когда первый инвестиционный раунд больше похож на IPO, можно с уверенностью судить об эффективности руководителей. Её услугами пользуются Disney, Coca-Cola и Buzzfeed.

Перегрев рынка, потеря денег инвесторами сделали каждый раунд финансирования очень сложным. Несмотря на то что у основателя платформы The Trade Desk Джеффа Грина был свой взгляд на программируемую рекламу, компанию он основал намного позже конкурентов. Тем не менее Грину, который за первые шесть лет работы The Trade Desk привлёк лишь $26,4 млн, удалось превратить их в миллиардный бизнес, акции которого торгуются на NASDAQ.

Адам Форои, основатель AppLovin, мобильной маркетиноговой платформы, рассказывает: «Я не мог найти инвестора, который вложил бы $4–5 млн, но уже к окончанию первого года работы мы стали прибыльными, выйдя на доход $1 млн в месяц».

На поверхности

Немало примеров можно отыскать и среди немолодых или узконаправленных предприятий: Удивительно, что перечисленные выше компании составляют лишь малую долю капиталоэффективных фирм, и подобных примеров найдётся немало.

  • В Mathworks и Wolfram Research работают тысячи человек, но повторить их успех без Филдсовской премии едва ли возможно.
  • ESRI и Bose тоже эффективные компании, но им уже по 60 лет.
  • Autodesk, главный разработчик CAD-инструментов, сегодня оценивается в $27 млрд, тогда как основана фирма была в 1982 году, с бюджетом в $60 тысяч. Интересно, что с учётом инфляции эта сумма равняется $150 тысячам, — ненамного больше, чем инвестирует Y Combinator.
  • Microsoft — пожалуй, самый впечатляющий стартап, на привлекавший инвестиций на ранних порах.
  • Успех Valve, основатели которого разбогатели на волне успеха Microsoft, тоже нелегко повторить.
  • Технически Veeva заручилась финансированием, но $4 млн, — для нынешних стартапов эта сумма не превышает посевного раунда.

Не стройте бизнес вокруг инвестиций

Сегодня же всё наоборот, и в этом кроется ошибка (не считая разработку лекарств и авиационных приборов). Прежде стартапы что-то придумывали, а затем искали деньги. Лучший способ привлечь финансирование— добиться результатов своими силами.

Помните: начать — ничего не стоит, а чтобы развивать компанию, разрешения не нужно.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»