Hi-Tech

2000 проектов, доход €2,5 млн: история украинского маркетингового агентства Netpeak

Историю записала Лариса Кузора.

С этими показателями агентство интернет-маркетинга Netpeak вошло в последний рейтинг Inc 5000 в Европе. Динамика роста — 172%, доход за 2016 год — €2,5 млн.

А основатель Netpeak Group Артем Бородатюк занял второе место в рейтинге MC Today «Предприниматели года». За 11-летнюю историю агентство из Одессы реализовало свыше двух тысяч проектов, открыло офисы в четырех странах и выросло в группу из восьми компаний.

Мы расспросили Артёма о том, как всё начиналось, какие неудачи случались и почему его партнёры должны пройти этап «страданий».

К изучению SEO подтолкнула музыка

«Школьные тесты показывали, что я должен быть компьютерщиком или историком, варианта “предприниматель” не существовало в принципе», — вспоминает он. Как и многие другие успешные украинские предприниматели, Артём Бородатюк в юности не помышлял о бизнесе.

В студенческие годы он увлекался «Что? После школы Артём поступил в Институт компьютерных систем Одесского политеха. Когда?», компьютерными играми и музыкой, а подрабатывал написанием игровых обзоров для сайта lki.ru. Где?

Погрузившись в тему, он написал статью «Как “раскрутить” сайт». На первых курсах Бородатюк вместе с приятелем создал сообщество Relax Music в «Живом журнале», занялся его раскруткой, и это подтолкнуло его к изучению основ SEO. «Прошло больше 10 лет, но я считаю, что она до сих пор актуальна», — улыбается Артём.

Артём взялся за работу и «втянулся». Вскоре после выхода материала у него появился первый заказчик — владелец сообщества стратегической игры Civilization, который попросил раскрутить сайт.

Первых клиентов искал на популярном среди разработчиков и оптимизаторов форуме Searchengines.ru — предлагал услуги регистрации сайтов в каталогах. В июне 2006 года, ещё не получив на руки диплом, он зарегистрировал СПД (субъект предпринимательской деятельности, украинская юридическая форма для ведения бизнеса — vc.ru) и домен netpeak.net. Тогда это был распространенный способ продвижения в интернете: в каталогах можно было размещать прямую ссылку на сайт, и это повышало его позиции в поисковой выдаче.

Но фрилансеры часто не выполняли задачи в срок, вешали лапшу на уши, и спустя год Бородатюк решил, что пора открывать офис. Вскоре Артём перестал справляться с потоком входящих и нанял удалённых помощников.

Один из них — Андрей Чумаченко — пришел в Netpeak копирайтером, а сейчас занимает позицию директора по маркетингу и управляющего партнёра агентства. На первых порах помимо Артёма в офисе работало ещё два человека.

Первые клиенты узнавали по сарафанному радио

Так было, например, с компанией Slando, которая сейчас известна как OLX. Первые клиенты в большинстве случаев приходили по рекомендациям.

Спустя почти десять лет OLX — один из самых крупных и заметных проектов в Украине и не только, и мы до сих пор работаем с ним», — рассказывает Артём. «Лет девять назад, сидя в Лондоне, команда заказала у нас SEO за пару сотен долларов в месяц.

Когда Артём вспоминает тот период, то признаётся, что в первые годы не уделял достаточно внимания финансам, стратегии и планированию. Агентство начало быстро расти, появлялись новые клиенты, заказы, сотрудники.

Я думал, что работаю ради денег, не успеваю, а потому мне нужны помощники и надо набирать команду.

Тем не менее, к пятилетнему юбилею команда Netpeak насчитывала 80 сотрудников, а портфолио — 500 клиентов.

Как миссия спасла бизнес

Артём перегорел, его «утомили клиенты, сотрудники и люди в целом», и он задумался о закрытии агентства. 2009 год мог стать последним для Netpeak.

Ну и тут есть два варианта — уехать туда, где всё хорошо и это будущее есть, или самому попробовать его создать», — вспоминает он. «Мне казалось, что мы живём в стране, где нет позитивного будущего.

Он подумал о том, что улучшений в Украине можно добиться только за счёт роста экономики, то есть развития малого и среднего бизнеса, а Netpeak как раз и помогает малому и среднему бизнесу расти. Принять решение Артёму помогла мысль, которая позже трансформировалась в миссию компании.

Празднование 7-летия Netpeak. В команде — около ста человек

На тот момент перед глазами Артёма были десятки примеров компаний, которые начинали работать с Netpeak в формате «я, два помощника и бухгалтер» и выросли до бизнеса с сотнями человек в штате.

И тогда я решил это делать дальше, но уже не ради денег, а ради миссии», — говорит Бородатюк. «Я понял, зачем я делаю то, что делал всё это время. Желания всё закрыть у него больше не возникало.

Масштабирование агентства

В 2009 году появился офис в Киеве, а в 2011 году открылся первый заграничный филиал — в Самаре. По словам Бородатюка, после появления миссии он начал развивать Netpeak как бизнес.

«Причина не в рынках или стратегии, а банально в том, что в Самаре у нас было три сотрудника», — объясняет Артём.

Он начал карьеру в Netpeak ещё школьником. Один из них, программист Дмитрий Пискарев, — самый первый сотрудник компании. Сейчас Пискарев — гендиректор и управляющий партнёр агентства Netpeak. Много лет работал удалённо, а затем переехал в Одессу.

Следом за российским появились филиалы в Казахстане, Болгарии и США.

В итоге агентство выросло в десять раз за три года и продолжает расти», — рассказывает Артём. «Мы хотим масштабировать кейс, который применили в Болгарии — там мы купили известное агентство с сильным русскоязычным основателем Геннадием Воробьевым и совместно поставили его на “рельсы Netpeak”.

К счастью, приводить его в действие не пришлось. В период активных военных действий на востоке Украины в компании даже разработали план по возможному переезду всего офиса c семьями в Болгарию.

Сгоревшие инвестиции

Если судить по истории, которая приведена на сайте, компания планомерно росла, несмотря даже на экономические кризисы. Серьёзных трудностей, с которыми бы сталкивалось агентство, Артём не припоминает.

«Мы так увлеклись, что, ещё не разбираясь в построении продуктов, проинвестировали в конструктор посадочных страниц Q-Page и инструмент аналитики рекламных кампаний Foster.report», — рассказывает Бородатюк. А вот в истории Netpeak Group есть минимум две неудачи.

При этом Q-Page смог поменять направление работы и превратился в сервис AcademyOcean, входящий в Netpeak Group. Оба проекта пришлось закрыть. «Это больно, обидно, но предприниматель должен уметь такое переживать», — комментирует Артём. А вот Foster.report спасти не удалось. Сумму, которую агентство Netpeak вложило в эти два проекта, он не уточняет.

«Страдания», которые куют бизнесменов

Спустя год он ушёл с должности гендиректора Netpeak и взялся за развитие компании Serpstat. В 2015 году Бородатюк отдал долю в бизнесе семи ключевым сотрудникам, руководителям отделов агентства. Эта платформа позволяет подбирать ключевые фразы, по которым сайт найдут пользователи, и анализировать аналогичные показатели у конкурентов.

По его словам, всё это было нужно, чтобы познать тяготы создателя стартапа и подать пример коллегам. Артём покинул уютный офис, отказался от большого дохода и даже влез в долги к собственному бизнесу. Основатель Netpeak Group старается окружать себя сотрудниками с «ментальностью предпринимателей», которые готовы жить на рыночные зарплаты, пока самостоятельно не создадут для себя лучшие условия.

У топ-менеджеров, которые пройдут этот путь, есть шанс стать партнёрами Бородатюка. Этот этап он образно называет «страдания». Сейчас людей, которые владеют компаниями Netpeak Group вместе с Артемом, — 15.

Не прийти и управлять готовым, не создать и выйти на пенсию, а именно строить и постоянно совершенствовать. Главное для меня — умение человека строить отделы, процессы, команды и никогда не останавливаться.

Число платных пользователей сервиса за прошлый год увеличилось в два раза, а число сотрудников — в полтора. Serpstat под его руководством растёт. В апреле Serpstat попал на 70 место в списке лучших компаний-разработчиков по версии площадки для поиска бизнес-решений G2 Crowd и на 16 место в авторитетном рейтинге самых быстрорастущих SaaS-компаний LATKA100.

Когда основатель — «умеренный перфекционист»

К ней пришли опытным путем: если какой-то вопрос звучал дважды, ответ на него добавляли в документ, который устроен, как раздел «Википедии». При Бородатюке появилась «Конституция Netpeak», в которой описаны все рабочие процессы агентства.

Среди прочего в «конституции» перечислены запрещённые в агентстве фразы: «Искал, но не нашёл», «Это было ещё до меня», «Я ему сказал, а он не сделал» и тому подобные.

Сотрудники Netpeak

«Мы стремимся всё упорядочить и систематизировать», — уверяет он. По словам Артёма, с «конституцией» и множеством внутренних сервисов даже неопытный сотрудник не может серьёзно ошибиться — ему просто не позволит система.

Он фиксирует все цели и задачи, формулирует итоги всех встреч и записывает всё, что приходит в голову. Себя Бородатюк называет «умеренным перфекционистом». Семь лет назад Артём отказался от мяса и считает, что с тех пор его мозг работает лучше. Параллельно он максимально уменьшил количество решений, которые нужно принимать в быту, например, на завтрак каждый день ест овсянку.

Для него это один из немногих надежных способов переключиться. В свободное время Бородатюк занимается спортом. По словам Артёма, тяжёлые нагрузки и необходимость быстро принимать решения не оставляют мозгу шансов думать о планах и стратегиях.

На внутренней стороне правого предплечья у Бородатюка вытатуирован логотип Netpeak, а на левом запястье он носит красную нить.

Социальные проекты Бородатюка

Летом 2015 года вместе с Александром Борняковым из VertaMedia (теперь Adtelligent) он запустил платформу «Мой город» — площадку, на которой собирают деньги на проекты, улучшающие Одессу. Параллельно с развитием бизнеса Артем занимается социальными проектами.

Это пространство, включающее в себя ресторан и лекторий-коворкинг, 70% прибыли которого уходит на поддержку социальных проектов. После этого инициировал проект 4City.

Коворкинг в 4City

Пока что подарок городу сделали только 229 человек, но ресторан открыли, не дожидаясь сбора всей суммы, около года назад. По задумке, 300 неравнодушных одесситов должны были безвозмездно выделить на проект по $1000.

Акселератор SaaS-компаний и покорение новых рынков

Прямо сейчас он ищет «чёткого и дотошного» специалиста с релевантным опытом на своё место в Serpstat, потому что больше не успевает руководить проектом. В ближайшее время Артём хочет вывести на стабильную прибыль продуктовые компании из Netpeak Group.

По его мнению, именно SaaS-бизнес как самый маржинальный в ИТ-секторе поможет двигать экономику Украины вперед. В будущем Бородатюк планирует создать акселератор для развития SaaS-компаний.

А в планах агентства Netpeak — выход на новые рынки по «болгарскому сценарию» и увеличение числа крупных клиентов.

Netpeak Group в показателях

Компания открыла офисы в Одессе, Киеве, Харькове, Алматы, Софии и Москве, а проекты реализует по всему миру. Netpeak — одно из крупнейших агентств интернет-маркетинга в Восточной Европе.

Успех свой работы в Netpeak чаще всего оценивают по ROI — показателю возврата инвестиций, в данном случае трат на продвижение. Агентство специализируется на продвижении сайтов с помощью SEO (поисковой оптимизации) и контекстной рекламе.

Специалисты агентства проанализировали сайт, подготовили для него оптимизированные тексты, закрыли от поисковиков лишние страницы и добавили теги на разных языках. Например, ROI проекта по SEO-продвижению пиццерии в Киеве и Харькове составил 606%: клиент за три месяца потратил 17 тысяч гривен (около 41 тысячи рублей), а заработал 123 тысяч гривен (около 296 тысяч рублей, показатели 2014 года).

В числе крупных клиентов компании — TripAdvisor, OLX, Depositphotos, «ПриватБанк», Prom.ua, «Цитрус», Leboutique, Rabota.ua, Kärcher.

По его словам, маржа компании составляет всего 10%, перед сотрудниками стоит задача увеличить её до 15%. На украинском рынке Netpeak считается дорогим агентством, но Артём Бородатюк не разделяет это мнение. Чтобы захватить большую долю рынка, Netpeak Group инвестировало в небольшое агентство интернет-маркетинга Inweb, стоимость работ в котором значительно ниже, чем в Netpeak.

Serpstat, Ringostat и Netpeak Software создают инструменты для интернет-маркетологов, а AcademyOcean — облачный сервис для образовательных платформ. Помимо двух агентств в Netpeak Group входят четыре продуктовых компании, которые работают по подписке. Более молодые продуктовые компании пока неприбыльные — все заработанные деньги они направляют на развитие.

Поначалу конференциями занимались сотрудники Netpeak, но после нескольких убыточных ивентов организацию мероприятий решили выделить в отдельный бизнес. Три профильных конференции — 8P в Одессе, SaaS Nation в Киеве и Online Advertising в Софии — организует компания Octopus Events.

«Всё под NDA (соглашение о неразглашении)», — говорит Бородатюк. Восьмая компания Netpeak Group — Tonti Laguna, которая окутана тайной. Среди тематик — бытовая техника, каталог адвокатов и базы данных аптек. Он уточнил лишь, что компания работает над собственными белыми медийными проектами в США. В команде Tonti Laguna 30 человек.

По прогнозам, к концу года число сотрудников может превысить полтысячи. В целом в Netpeak Group работают 427 человек. Артём не устаёт подчеркивать, что все успехи Netpeak Group — общая заслуга команды, которую очень тщательно собирают.

#маркетинг #украина

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть