Хабрахабр

10 заповедей безопасности полётов, которые могли бы пригодиться любой организации


Designed by fanjianhua / Freepik

В частности были перечислены принципы solution without blame, SWOB («решение без обвинений»). В статье «Как авиакатастрофа может улучшить разбор факапов в ИТ» автор поднял интересную тему методов и средств организации безопасности полётов. Шумилова «Авиационные происшествия. В дополнение к этой статье я хотел бы привести отрывок из книги профессора И.С. «10 заповедей безопасности полётов» и комментирует каждую из них. Причины возникновения и возможности предотвращения», в котором автор ссылается на т.н.

Однако они не способны полностью предотвратить авиационные происшествия, и при отсутствии обеспечения их выполнения остаются практически бесполезными. Под катом цитата из книги.
Существуют нормативные положения, правила и инструкции, которые повышают безопасность полётов. Вот выдержки из них. В связи с бурным развитием авиации в журнале Flight International (1981, 30 мая) были опубликованы любопытные десять заповедей безопасности полётов.


Designed by fanjianhua / Freepik

Первая и важнейшая заповедь: «У тебя не должно быть других богов, кроме безопасности»

Безопасность прежде всего, и это должно осознаваться всем персоналом авиалинии, включая руководство.

Д. Вице-президент по вопросам безопасности полётов «Юнайтед Эрлайнз» капитан Дж. Смит подытожил это следующими сло­вами:

Плохое положение с безопасностью — вина руководства. Хорошо поставленное дело безопасности — задача персонала. Если безопасность низка, я настоятельно рекомендую разобраться с руководством

Вторая заповедь: «Когда летишь на самолёте, не забывай о своей работе»

Принимая на себя всё большую часть функций человека, автоматические системы стремятся свести ответственность лётчика к минимуму.

Если попросить опытного командира назвать наиболее важ­ную проблему в кабине экипажа сегодняшнего дня, то девять шансов из десяти за то, что он назовёт «Благодушие».

Правила выполнения стандартных операций не должны превращать экипаж в запрограммированных нажимателей кнопок, от которых ожидают, что всё всегда будет точно таким же, как это было на тренажёре, и чьё лётное умение терпит провал в тех не­предвиденных критических ситуациях, которые способна «приду­мать» только реальная эксплуатация.
Следовательно, основы пилотирования и правильные навыки должны внушаться с первых часов обучения, усваиваться и закреп­ляться на практике.

Почему это необходимо? Необходимо обучать здоровому недоверию и подозрению к автоматике, а также к самоанализу. Если Вы допускаете ошибку или теряете программу действий в непредсказуемой си­туации, то более вероятно, что Вам удастся восстановить положе­ние в случае хороших навыков, чем при плохих привычках. Са­моанализ является хорошей привычкой. Искус­ство заключается в том, чтобы следовать правилам стандартных процедур, преимущественно относящихся к рекомендациям изго­товителя, не забывая о том, как пилотировать самолёт.


Designed by fanjianhua / Freepik

Третья заповедь: «Обязательно расследуйте свои лётные происшествия»

Реальная эксплуатация обладает уникальной спо­собностью порождать ошибки, которые и в голову не могли прий­ти конструктору. С.О. Миллер, бывший директор по безопасности в авиации Национального комитета по безопасности перевозок (США) говорил:

Роль докладов о лётных происшествиях и дефектах состоит в том, чтобы обнаружить эти ошибки до того, как они приведут к аварии. Сложность современной техники такова, что не может быть специалиста, который мог бы предсказать все эксплуатационные ошибки.

Фундаментальной задачей докладов о лётном происшествии является определение разницы между тем, что пилоты, инженеры и диспетчеры службы воздушного движения должны были делать по мысли разработчиков систем, и тем, что они делали в действи­тельности. Проблема заключается в том, чтобы добиться от людей сообщений о лётных происшествиях, особенно в случае значительных происшествий, лежащих в основе безопасности.

Страх унижения или наказания может серьезно подавить такие сообщения.

Эта процедура уносит «страх ответственности» персонала и способствует обеспечению безопасности полёта. Установлено, что процедура прохождения докладов о лётных происшествиях через посредника увеличивает их число и качество. В авиакомпаниях роль посредника может играть должностное лицо, ответственное за безопасность.

Они отличаются друг от друга, как жизнь и смерть. Допустим, что авария — это десять одновременно проявив­шихся факторов, а лётное происшествие — девять проявившихся факторов. Если с помощью расследования лётного происшествия мы сможем оп­ределить основу — «девять плохих» факторов, — то мы можем добиться, чтобы по крайней мере один из них не стал десятым зве­ном, приведшим к катастрофе.

Четвёртая заповедь: «Не порицай за ошибки и не наказывай за признание»

Порицание есть смертельный враг безопасности. Для многих аварийных случаев причиной было порицание, по­скольку, как мы видели при обсуждении третьей заповеди, работ­ники не будут сообщать о своих ошибках, если они предполагают, что будут наказаны.

Следует ли ему доложить о своей ошибке? Пусть, например, командир экипажа, озабоченный семейными проблемами, пролетел два маяка VOR. Только хорошая система отчётности о лётных происшествиях будет позволять виновному в столь непрофессиональ­ном поведении сознаться в ошибках, не боясь обвинения.

Мы нуждаемся именно в такой системе, а не в системе, при которой совершившие ошибки люди будут подвергаться порица­нию или дисциплинарной акции за ошибки, в которых они сами сознались.

В нём сказано:
Между прочим, в книге Исикава Каору «Японские методы управления качеством» (М., 1988) есть специальный раздел «Почему подчинённые не склонны говорить правду?».

Неразумные распоряжения руководства.
2. 1. Надоедливое вмешательство руководства в выполняемую работу.
4. Строгость и гнев руководства.
3. Неэффективность системы оценки качества труда работ­ников.
6. Сокрытие руководством достоверной информации от под­чиненных.
5. Вместо помощи и консультаций только приказы и нака­зания Постоянное стремление руководства свалить вину на под­чинённых.
7.

Всё вышесказанное имеет прямое отношение к людям в сис­теме лётной работы.

Пятая заповедь: «Чти своих лётчиков-инструкторов»

Выбор лучших лётчиков-инструкторов — основа безопасности (осо­бенно для быстрорастущих авиакомпаний) и является одной из важнейших функций руководства.

Кого бы он ни обучал — курсантов лётного или авиационно-техничес­кого училища, его основными качествами должны быть, кроме компетентности, терпение и сочувствие, поскольку учащемуся свойственно ошибаться.
Лучшие инструкторы имеют аналитический и любознательный склад ума. Какие качества влияют на выбор хорошего инструктора? Важно учащемуся сказать не вообще, что он делает плохо, а что именно он делает плохо.

Самоанализ и любознательность являются основами хорошего лётного мастерства, и поэтому лётному мастерству могут обучать люди, сами имеющие эти качества.

Следовательно, высшее руководство должно учитывать желание человека работать и другие побудительные мотивы при выборе лётчиков-инструкторов. Другим качеством инструктора является стремление справиться с работой, начинающейся иногда в 6 часов утра на очень загруженном тренажёре, не столь лёгкой и высокооплачиваемой, как у лётчиков, которые выполняют рейсовые полёты.

Шестая заповедь: «Чти руководителей технических служб авиакомпаний»

Технические руководители быстро растущих авиалиний находятся под большим давлением. Они не сидят за большим письменным столом, заваленным бумагами, а находятся на месте действия — в ангарах и мастерских.

Седьмая заповедь: «Чти свой персонал, обслуживающий салон»

В шести из десяти авиационных катастроф часть пассажиров остаются в живых, при этом 30% людей успевают эвакуироваться из самолёта. Это объясняется тем, что большинство аварий происходит на сравнительно малых скоростях при взлёте и посадке, а также потому, что самолёты стали гораздо больших размеров и более устойчивыми к ударам, чем ранее (расчётная перегрузка крепления кресел и привязных ремней увеличена с 9 до 16 g).

В большинстве аварийных случаев от персонала салона зависит жизнь или смерть пассажиров.


Designed by jannoon028 / Freepik

В салонах современных воздушных судов применяют пластики, которые горят при температуре 1000 °С, выделяя густой чёрный дым, содержащий такой ядовитый газ, как цианид водорода. Обучение персонала салона эвакуации пассажиров из потерпевшего аварию самолёта особенно трудно, поскольку невозможно реально смоделировать ужасные условия аварии.

Они представляют передний край безопасности во время аварий, при которых пассажиры остались живы, а именно такие аварии в наши дни составляют большую часть. Персонал салона — это нечто большее, чем хорошенькие личики и фигурки в экзотической одежде.

Восьмая заповедь: «Помни, что ты поддерживаешь священный принцип продвижения по заслугам»

Не трудовой стаж, а заслуги должны определять служебное положение и привилегии.
Драматическое применение правила стажа несовместимо с эффективностью почти для любого сообщества, а для авиалинии это правило работает против безопасности. Правила старшинства по стажу разрушают принцип заслуг, от которых зависит безопасность.

Девятая заповедь: «Не говори на неправильном английском языке»

Английский является языком международной авиации.

Мы должны добиться, чтобы не только люди, для которых английский язык неродной, говорили правильно по-английски в интересах хорошей связи и, следовательно, в интересах безопасности, но чтобы и те, для которых английский язык родной, также говорили на нём правильно.

Командир корабля испанской авиакомпании говорит:

Но я с сожалением должен добавить, что иногда я не могу понять, что говорят английские, американские или канадские диспетчеры своим пилотам (насыщенный жаргоном язык). Я могу сказать вам, что каждый поймёт, что говорит диспетчер по-английски, будь он француз, немец, датчанин, испанец, финн или китаец.

Десятая и последняя заповедь: «Желай своим ближним нулевой статистики аварий, как самому себе»

В ближайшее время планируется ввести более жёсткие требования к лицензированию пилотов, эксплуатации и обслуживанию самолётов, оптимизации маршрутов полётов; постоянно публиковать чёрный список авиакомпаний, имеющих большое количество лётных происшествий и доводить его до сведения пассажиров.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть