Хабрахабр

10 млрд. экспорта ПО – это ничтожно мало

и увеличился на 19%. По данным Ассоциации «Руссофт» экспорт российского софта за последний год достиг $10 млрд. Под катом мнение Константина Анисимова, СЕО Rusonyx от первого лица.
Следом за этой новостью начали возникать бравурные марши на тему успешного подъема с колен нашей экономки и обретения всеми нами неминуемого светлого цифрового будущего.

10 миллиардов долларов – сумма на первый взгляд большая. Во-первых, я не разделяю возникшей эйфории. Но давайте обратимся к цифрам. Рост на 19% тоже вроде бы не мало. долларов. Например, объем белорусского ИТ-экспорта в минувшем году превысил 1 млрд. В России проживает, напомню, в 15 раз больше людей. И это при численности жителей республики в 9 миллионов человек.

Как вы понимаете, 10 млрд. Во-вторых, Россия экспортирует товаров примерно на $400 млрд в год. Согласитесь, цифры прямо скажем скромные. от этой суммы составляет экспорт ИТ-решений. Да и они, на мой взгляд, завышены.

Обычно говорят про ABBYY, Kaspersky, Parallels, Acronis, Veam. Реже вспоминают Luxoft, Transas и др. Какие компании чаще всего вспоминают в числе флагманов отечественной ИТ-индустрии? Если пройти чуть дальше парадных вывесок, окажется, что многие из этих компаний можно назвать российскими лишь условно. При этом мало кто обращает внимание на организационные особенности упомянутых брендов.

Чаще это Европа, например, Швейцария. Так исторически сложилось, что их основатели, действительно, имели или имеют российское происхождение, но со временем, компании получили европейскую или азиатскую прописку. Почему? Именно европейские или азиатские представительства выступают для внешнего мира в качестве торгового партнера или офиса продаж. Пропаганда и массовая истерия на Западе делают свое дело – «русских хакеров» боятся. Да потому, что, по-прежнему, далеко не все хотят иметь дело с русскими. И, да, сменив юридическую прописку из Москвы на Сингапур, ваше русское имя на визитке не перестанет быть русским, но страхов потерять все при общении с этими «злобными Иванами» в глазах потенциальных партнеров поубавится. Особенно это касается крупных государственных и промышленных заказчиков. Кстати, права и патенты также оформляются за пределами России.

Но это, как раз исключение, подтверждающие правило. Конечно, вы можете возразить, сказав, что в Kaspersky, например, никогда не теряли связи с Родиной, позиционируя себя в качестве русской компании. А у нас с этим, увы, беда. Хочешь развиваться глобально – мысли шире. Многие готовых довольствоваться малым, не заезжая, условно, за границы третьего транспортного кольца. Нам не хватает, как мне кажется, здоровых амбиций.

Так вот они мыслят совершенно другими категориями и масштабами. По долгу службы в последнее время довольно часто приходится общаться с китайцами. Системно, агрессивно, целенаправленно. Завоевание справедливой доли рынка не менее чем в 50%, это одна из самых скромных бизнес-целей, которые обычно звучат при личном общении. Нам в этом смысле есть куда расти. И видно, как люди фокусируются на какой-либо задаче и прилагают максимум усилий для ее достижения.

Во-первых, в нашей стране, по-прежнему, бесплатно можно получить хорошее техническое образование. Почему же талантливые программисты живут и работают в России. Во-вторых, самим работодателям выгоднее содержать штат разработчиков в России. Таким образом, молодежь до 22-23 лет, не может уехать из страны по причине ограничений, связанных с учебой. И чем выше инфляция и колебания курса, тем выше маржинальность бизнеса. Производство и затраты на ФОТ в рублях, а выручка в долларах. Таким образом, куда не глянь, везде одни плюсы. А еще, не стоит забывать, что в ближайшие годы для ИТ компаний действуют налоговые льготы.

Смею предположить, что ничего существенного. Но что же с экспортом? Компании уровня 1С и СКБ Контур доминируют на российском поле в своих сегментах, но серьезных планов по мировому господству перед собой не ставят. Мы застыли в 90-х и не планируем из них выбираться. Достаточно вспомнить последние истории крупных приобретений, например Corel и Parallels, DXC Technology и Luxoft, Wartsila и Транзас. Успешные на Западе компании все больше отдаляются от своей исторической Родины. Россия, увы, остается для мира кузницей и кадров и поставщиком аутсорсинговых ресурсов. Разработчики продолжают физически находиться в России, но заказчики – это мировая экономика.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть